Среда, 11 декабря, 2024

Роль прямых иностранных инвестиций в экономике Казахстана

Об иностранных инвестициях

Закон Республики Казахстан от 27 декабpя 1994 года. Утратил силу — Законом Республики Казахстан от 8 января 2003 года N 373.

Сноска. Утратил силу Законом РК от 08.01.2003 № 373.

Настоящий Закон определяет основные правовые и экономические основы привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Казахстан, закрепляет государственные гарантии защиты иностранных инвестиций, определяет организационные формы их осуществления, порядок разрешения споров с участием иностранных инвесторов.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины и понятия

«Инвестиции»- все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательской деятельности в целях получения дохода, в том числе:

— движимое и недвижимое имущество и имущественные права, право удержания и другие, кроме товаров, импортируемых и предназначенных для реализации без переработки;

— акции и иные формы участия в коммерческих организациях;

— облигации и другие долговые обязательства;

— требования денежных сумм, товаров, услуг и любого иного исполнения по договорам, связанным с инвестициями;

— право на результаты интеллектуальной деятельности, включая авторские права, патенты, товарные знаки, промышленные образцы, технологические процессы, ноу-хау, нормативно-техническую, архитектурную, конструкторскую и технологическую проектную документацию;

— любое право на осуществление деятельности, основанное на лицензии или в иной форме предоставленное государственным органом.

«Инвестирование» — деятельность, связанная с осуществлением вложений иностранных инвестиций в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли (дохода).

«Иностранные инвестиции» — инвестиции, осуществляемые в форме участия в уставном капитале юридических лиц Республики Казахстан, а также предоставления займов (кредитов) юридическим лицам Республики Казахстан, в отношении которых иностранные инвесторы имеют право определять решения, принимаемые такими юридическими лицами и предоставления предметов лизинга на условиях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о лизинге.

— иностранные юридические лица;

— иностранные граждане, лица без гражданства, граждане Республики Казахстан, имеющие постоянное место жительства за границей, при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного места жительства;

— юридические лица Республики Казахстан, в отношении которых иностранные инвесторы имеют право определять решения, принимаемые такими юридическими лицами.

«Национальный инвестор» — физическое лицо, постоянно проживающее в Республике Казахстан, и (или) юридическое лицо Республики Казахстан, осуществляющее инвестиции в Республике Казахстан.

«Иностранное юридическое лицо» — юридическое лицо (компания, фирма, предприятие, организация, ассоциация и т. п.), созданное в соответствии с законодательством иностранного государства за пределами Республики Казахстан.

«Юридическое лицо Республики Казахстан» — юридическое лицо (в том числе предприятие с иностранным участием), созданное в соответствии с законодательством Республики Казахстан на территории Республики Казахстан.

«Предприятие с иностранным участием» — юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Республики Казахстан на территории Республики Казахстан и выступающее в форме иностранного предприятия или совместного предприятия.

«Иностранное предприятие» — предприятие с иностранным участием, созданное в соответствии с законодательством Республики Казахстан на территории Республики Казахстан, полностью принадлежащее иностранному инвестору.

«Совместное предприятие» — предприятие с иностранным участием, созданное в соответствии с законодательством Республики Казахстан на территории Республики Казахстан, в котором часть имущества (акций, долей) принадлежит иностранному инвестору.

«Доходы» — средства, полученные в результате осуществления инвестиций в денежной или натуральной форме, включая прибыль, дивиденды, вознаграждение за управление предприятием, техническое обслуживание и любые другие.

«Уполномоченный государственный орган» — государственный орган, который вправе выступать от имени Республики Казахстан в рамках его компетенции, установленной законодательными и нормативными правовыми актами.

«Инвестиционный спор» — любой спор между иностранным инвестором и Республикой Казахстан в лице уполномоченных государственных органов, возникающий в связи с иностранными инвестициями, в том числе спор, связанный с:

— действиями уполномоченных государственных органов, нарушающих права и интересы иностранных инвесторов, предусмотренные настоящим Законом, иным законодательством Республики Казахстан или применимым правом;

— действиями иностранных инвесторов, нарушающих законодательство Республики Казахстан в области иностранных инвестиций и инвестиционной деятельности;

— любым соглашением между Республикой Казахстан и иностранным инвестором;

— осуществлением иностранных инвестиций.

«Применимое право» — право Республики Казахстан, если иное прямо не предусмотрено условиями контракта или иным соглашением с инвестором.

Законодательными актами могут быть предусмотрены случаи, когда в качестве применимого выступает только право Республики Казахстан.

«Прямые иностранные инвестиции» — инвестиции, осуществляемые иностранным инвестором во вновь созданные и действующие юридические лица Республики Казахстан, в отношении которых иностранные инвесторы имеют право определять решения, принимаемые такими юридическими лицами.

«Портфельные иностранные инвестиции» — иные виды инвестиций, осуществляемые иностранными инвесторами.

Сноска. В статью 1 внесены изменения — Законами РК от 16 июля 1997 г. N 165 ; от 2 августа 1999 г. N 466 ; от 5 июля 2000 года N 75-II .

Статья 2. Объекты иностранных инвестиций

Иностранные инвестиции могут вкладываться в любые объекты и виды деятельности, не запрещенные для таких инвестиций законодательными актами Республики Казахстан.

Статья 3. Сфера действия Закона

1. Отношения, связанные с иностранными инвестициями в Республике Казахстан, регулируются настоящим Законом, а также другим законодательством Республики Казахстан.

2. Отношения, связанные с предоставлением займов, кредитов, целевых банковских и финансовых вкладов, осуществлением портфельных инвестиций, а также связанные с инвестициями национальных инвесторов за рубежом, регулируются специальным законодательством. До принятия законодательных актов, регулирующих данные отношения, к ним могут применяться нормы настоящего Закона, если это не противоречит существу отношений.

К осуществлению иностранных инвестиций в специальных экономических зонах применяются нормы настоящего Закона, если иное не предусмотрено законодательными актами о специальных экономических зонах.

3. Отношения, возникающие в процессе государственной поддержки инвестиционной деятельности в приоритетных секторах экономики, регулируются настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Казахстан.

4. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные положения, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются положения международного договора.

Сноска. В статью 3 внесены изменения — Законами РК от 16 июля 1997 г. N 165 ; от 2 августа 1999 г. N 466 .

Глава II. ГАРАНТИИ ИНОСТРАННЫМ ИНВЕСТИЦИЯМ

Статья 4. Правовой режим иностранных инвестиций

1. Любые формы иностранных инвестиций и связанная с ними деятельность, не запрещенная действующим законодательством Республики Казахстан, осуществляется на условиях не менее благоприятных, чем те, которые предоставляются в подобной ситуации инвестициям физических или юридических лиц Республики Казахстан, либо любых иных иностранных физических и юридических лиц, в зависимости от того, какие условия являются наиболее благоприятными.

2. Данный режим не распространяется:

а) на преимущества, которые Республика Казахстан предоставляет физическим или юридическим лицам других государств в соответствии с заключенными с этими государствами международными договорами, либо совместным участием с этими государствами в международных конвенциях;

б) в иных случаях, прямо предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.

3. Законодательством Республики Казахстан для иностранных инвестиций в приоритетных областях экономики и социальной сферы могут устанавливаться дополнительные льготы.

4. Законодательными актами Республики Казахстан могут определяться территории, на которых инвестиционная деятельность иностранных инвесторов или предприятий с иностранным участием ограничивается или запрещается, исходя из необходимости обеспечения национальной безопасности.

5. Гарантии для иностранных инвесторов, предусмотренные статьями 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 27 настоящего Закона, применяются также к защите интересов предприятия с иностранным участием, в уставном фонде которых доля иностранных инвесторов составляет не менее 35 процентов, или в денежном эквиваленте не менее 1 миллиона долларов США.

Сноска. Пункт 4 статьи 4 — с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона от 5 октября 1995 г. N 2488. Внесены изменения — Законом РК от 16 июля 1997 г. N 165.
(Статья 5 исключена — Законом РК от 16 июля 1997 г. N 165)

Статья 6. Гарантии от изменения законодательства

1. В случае ухудшения положения иностранного инвестора, являющегося результатом изменений в законодательстве и (или) вступлением в силу и (или) изменением условий международных договоров, к иностранным инвестициям в течение 10 лет применяется законодательство, действовавшее в момент осуществления инвестиций, а по инвестициям, осуществляемым по долгосрочным (свыше 10 лет) контрактам с уполномоченными государством органами, — до окончания срока действия контракта, если контрактом не предусмотрено иное.

В случае улучшения положения иностранного инвестора, являющегося результатом изменений в законодательстве и (или) вступлением в силу и (или) изменением условий международных договоров, отдельные условия контрактов между иностранным инвестором и уполномоченным государственным органом, представляющим республику, могут быть изменены по взаимному согласию сторон с целью достижения баланса экономических интересов участников.

2. При осуществлении инвестиционной деятельности на основании лицензии гарантия, предусмотренная пунктом первым настоящей статьи, сохраняется в пределах сроков, установленных пунктом первым, до прекращения действия лицензии, а в случае ее продления — до окончания срока, на который продлена лицензия.

3. Эти требования не распространяются на изменения законодательства Республики Казахстан в области обеспечения обороноспособности, национальной безопасности, в сфере экологической безопасности и здравоохранения и нравственности. При изменении законодательства, ухудшающего положение иностранного инвестора в данных областях, иностранному инвестору должна быть выплачена незамедлительная адекватная и эффективная компенсация в валюте инвестирования либо в иностранной валюте, установленной соглашением иностранного инвестора с Республикой Казахстан.

4. Гарантии, установленные пунктом 1 настоящей статьи, не распространяются на изменения в законодательстве Республики Казахстан и (или) вступление в силу, и (или) изменения международных договоров с участием Республики Казахстан, которыми изменяются порядок и условия (в том числе вопросы налогообложения и иные меры государственного регулирования) импорта и (или) производства, и (или) реализации подакцизных товаров, а также импорта товаров, предназначенных для реализации без переработки.

Сноска. В статью 6 внесены изменения — Законом РК от 16 июля 1997 г. N 165.

Читать статью  «Деловые Линии» рассказали, как оптимизировали доставку от и до адреса в дни пикового спроса

Статья 7. Гарантии от экспроприаций

1. Иностранные инвестиции не могут быть национализированы, экспроприированы или подвергнуты иным мерам, имеющим такие же последствия, как национализация и экспроприация (далее — экспроприация), за исключением случаев, когда такая экспроприация осуществляется в общественных интересах с соблюдением надлежащего законного порядка и производится без дискриминации с выплатой немедленной адекватной и эффективной компенсации.

2. Компенсация должна быть равна справедливой рыночной стоимости экспроприируемых инвестиций на момент, когда инвестору стало известно об экспроприации.

3. Компенсация должна включать плату за пользование деньгами, подлежащими выплате, за период с даты экспроприации до даты выплаты компенсации по ставке, определяемой Национальным Банком Республики Казахстан.

Сноска. В статью 7 внесены изменения — Законом РК от 16 июля 1997 г. N 165.

Статья 8. Гарантии от незаконных действий государственных органов и должностных лиц

Акты государственных органов и их должностных лиц, принятые в нарушение законодательства Республики Казахстан и ухудшающие правовое положение иностранного инвестора, не имеют юридической силы.

Сноска. Статья 8 — в редакции Закона РК от 16 июля 1997 г. N 165.

Статья 9. Компенсации и возмещение убытков иностранным инвесторам

1. Иностранным инвесторам, чьим инвестициям в Республике Казахстан был причинен ущерб в результате войны или другого вооруженного конфликта, революции, чрезвычайного положения, гражданских столкновений или подобных обстоятельств, а также в связи с принятием незаконных нормативных актов и решений или осуществлением незаконных действий должностными лицами государственных органов, предоставляется режим, не менее благоприятный, чем применяемый в отношении юридических и физических лиц Республики Казахстан при возмещении ущерба, понесенного ими в результате вышеуказанных обстоятельств, при выплате компенсаций.

2. Убытки, причиненные незаконным приостановлением, ограничением или прекращением хозяйственной деятельности иностранного инвестора действиями органов и лиц, названных в статье 8 настоящего Закона, возмещаются ему в валюте инвестиций или в другой, согласованной с ним, валюте за счет бюджета, по которому финансировался орган, принявший незаконное решение в объеме и порядке, предусмотренных статьей 7 настоящего Закона.

Сноска. В статью 9 внесены изменения — Законом РК от 16 июля 1997 г. N 165.

Статья 10. Гарантии использования доходов

1. Иностранные инвесторы вправе по своему усмотрению использовать доходы, полученные от своей деятельности, для реинвестиций на территории Республики Казахстан, для приобретения товаров и для других целей, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

2. Для сохранения и использования доходов и других средств иностранные инвесторы вправе открывать в банках на территории Республики Казахстан счета в национальной и иностранной валюте в соответствии с законодательством Республики Казахстан о банках и о валютном регулировании.

Статья 11. Гарантии использования собственных валютных средств

1. Валютные операции производятся иностранными инвесторами в соответствии с законодательством Республики Казахстан о валютном регулировании с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

2. Все связанные с иностранными инвестициями денежные переводы в иностранной валюте в Республику Казахстан и из нее осуществляются свободно и без задержки, при условии уплаты налогов и других обязательных платежей, в соответствии с процедурой, установленной законодательством Республики Казахстан.

В такие переводы, в частности, включаются:

б) компенсации и возмещения, полученные за причиненный ущерб;

в) средства, полученные от продажи своего имущества;

г) выручка от продажи или ликвидации части или всех инвестиций;

д) средства, законно полученные из других источников.

Предприятие с иностранным участием может производить расчеты в иностранной валюте в порядке, установленном законодательством о валютном регулировании.

Иностранный инвестор и предприятие с иностранным участием вправе свободно распоряжаться принадлежащей им национальной валютой.

Сноска. В статью 11 внесены изменения — Законом РК от 16 июля 1997 г. N 165.

Статья 12. Гласность в деятельности иностранных инвесторов

1. Все нормативные акты, а также судебные решения, относящиеся к иностранным инвестициям, должны быть доступными для заинтересованных лиц.

2. Иностранным инвесторам обеспечивается свободный доступ к информации о регистрации юридических лиц, об их уставах, о регистрации сделок с недвижимостью, о выданных лицензиях, за исключением информации, которая составляет коммерческую тайну.

Статья 13. Гарантии при государственной проверке

1. Правом осуществления проверки, контроля и надзора за деятельностью иностранного инвестора пользуются лишь те государственные органы и юридические лица, которым это право специально предоставлено законодательными актами Республики Казахстан.

2. Ревизия финансово-хозяйственной деятельности предприятий с иностранным участием осуществляется государственными органами в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.

3. Проверки государственных налоговых, санитарных и других инспекций и органов государственного контроля и надзора осуществляются в соответствии с их компетенцией. Иностранные инвесторы имеют право не выполнять требования этих органов по вопросам, не входящим в их компетенцию, и не знакомить с материалами, не относящимися к предмету их деятельности.

Глава III. СОЗДАНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
С ИНОСТРАННЫМ УЧАСТИЕМ

Статья 14. Порядок создания предприятий с иностранным участием

Предприятия с иностранным участием могут создаваться в форме хозяйственного товарищества, акционерного общества, а также в иных формах, не противоречащих законодательству Республики Казахстан.

Предприятия с иностранным участием учреждаются в таком порядке, в каком создаются юридические лица Республики Казахстан, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

Статья 15. Формирование уставного капитала предприятий с иностранным участием

1. Размер, порядок и сроки формирования уставного капитала предприятия с иностранным участием определяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

2. Вклады в уставный капитал могут вноситься в установленном законодательством Республики Казахстан порядке в виде зданий, сооружений, оборудования и других материальных ценностей, права пользования землей, водой и другими природными ресурсами, а также иных имущественных прав, включая право на результаты интеллектуальной деятельности.

3. Уставный капитал может пополняться за счет прибыли от хозяйственной деятельности и других поступлений предприятий, а при необходимости также за счет дополнительных вкладов его участников. Если стоимость такого вклада превышает сумму, эквивалентную двадцати тысячам размеров месячного расчетного показателя, ее оценка должна быть подтверждена независимым экспертом.

4. Доли имущественных вкладов казахстанских и иностранных участников в уставном капитале совместного предприятия определяются по договоренности между участниками как в национальной валюте Республики Казахстан, так и в иностранной валюте с применением цен мирового рынка и курса, установленного Национальным Банком Республики Казахстан на дату регистрации юридического лица. Оценка вклада в уставный капитал производится в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан.

5. Деньги уставного капитала должны храниться в уполномоченном банке, зарегистрированном в Республике Казахстан.

6. В случае, когда иностранные инвестиции осуществляются путем приобретения иностранными инвесторами акций в закрытом акционерном обществе либо доли в хозяйственном товариществе, которые созданы как юридические лица Республики Казахстан, данные юридические лица должны перерегистрироваться в качестве предприятия с иностранным участием в порядке, установленном статьей 16 настоящего Закона.

Сноска. Пункт 1 в новой редакции, в пункте 4 слова «доля и оценка» заменены словом «доли» и слова » подлежит независимой аудиторской проверке» заменены словами «производится в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан», пункт 6 исключен, пункт 7 после слов «акций в» дополнены словом «закрытом», пункт 7 считать пунктом 6 — Закон Республики Казахстан от 15 июля 1996 года N 30-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан».
Сноска. В статью 15 внесены изменения — Законами РК от 11 июля 1997 г. N 154 ; от 22 апреля 1998 г. N 221 .

Статья 16. Государственная регистрация предприятий с иностранным участием

1. Государственная регистрация предприятий с иностранным участием производится в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан для регистрации юридических лиц Республики Казахстан.

2. Кроме документов, предусмотренных этим порядком, предприятие с иностранным участием должно представить следующее:

а) для иностранного юридического лица выписку из торгового реестра или другой документ, удостоверяющий, что данный субъект является юридическим лицом по законодательству своей страны, с нотариально заверенным переводом на казахский или русский язык;

б) для иностранного физического лица ксерокопию паспорта или другого документа, удостоверяющего личность физического лица, с нотариально заверенным переводом на казахский или русский язык.

3. Для регистрации некоторых видов предприятий с иностранным участием соответствующими законодательными актами Республики Казахстан может быть предусмотрена необходимость предоставления дополнительных документов.

Сноска. Подпункты «а» и «б» пункта 2 в редакции Закона Республики Казахстан от 15 июля 1996 года N 30-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан». Внесены изменения — Законом РК от 16 июля 1997 г. N 165

Статья 17. Лицензирование деятельности предприятий с иностранным участием

1. Лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности на территории Республики Казахстан, получение которых обязательно для предприятий с иностранным участием, подразделяются на общие и специальные.

2. Общие лицензии касаются тех видов предпринимательской деятельности, лицензирование которых в соответствии с законодательством Республики Казахстан является обязательным для всех хозяйствующих субъектов независимо от их формы собственности и государственной принадлежности. Получение предприятиями с иностранным участием лицензии на право осуществления такой деятельности производится в порядке, установленном для юридических лиц Республики Казахстан.

3. Специальные лицензии касаются тех видов деятельности, лицензирование которых применяется лишь в отношении предприятий с иностранным участием. Виды такой деятельности определяются законодательными актами Республики Казахстан.

Статья 18. Ликвидация и реорганизация предприятий с иностранным участием

1. Ликвидация и реорганизация предприятий с иностранным участием производится в порядке, установленном для юридических лиц Республики Казахстан.

Сноска. В статью 18 внесены изменения — Законом РК от 16 июля 1997 г. N 165.

Глава IV. РЕГИСТРАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИЛИАЛОВ И
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ
ЛИЦ

Статья 19. Филиалы и представительства иностранных юридических лиц и их деятельность

1. Филиалом иностранного юридического лица, расположенного вне пределов Республики Казахстан, является его обособленное подразделение, расположенное и зарегистрированное в Республике Казахстан и осуществляющее все или часть функций этого юридического лица.

2. Представительством иностранного юридического лица, расположенного вне пределов Республики Казахстан, является его обособленное подразделение, расположенное и зарегистрированное в Республике Казахстан и осуществляющее защиту и представительство интересов иностранного юридического лица, совершающее от его имени сделки и иные правовые действия.

Читать статью  ТОП-22 перспективных криптовалют в 2022 году

3. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом, создавшего их иностранного юридического лица, и действуют на основании утвержденного им положения.

4. Руководители филиалов и представительств назначаются иностранным юридическим лицом и действуют на основании выданной им доверенности.

Статья 20. Порядок регистрации филиалов и представительств иностранных юридических лиц

1. Филиалы и представительства иностранных юридических лиц, расположенных вне Республики Казахстан, регистрируются в органах, осуществляющих в Республике Казахстан государственную регистрацию предприятий с иностранным участием (статья 16 настоящего Закона).

2. Регистрация филиалов и представительств иностранных юридических лиц производится по общим правилам, установленным законодательством Республики Казахстан для регистрации филиалов и представительств юридических лиц Республики казахстан. Документы для регистрации представляются с нотариально заверенным переводом на казахский или русский язык.

Сноска. Пункт 2 статьи 20 в редакции Закона Республики Казахстан от 15 июля 1996 года N 30-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан».

Глава V. ВИДЫ И УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ
ИНВЕСТОРОВ И ПРЕДПРИЯТИЙ С ИНОСТРАННЫМ
УЧАСТИЕМ

Сноска. Название главы — в редакции Закона РК от 16 июля 1997 г. N 165.

Статья 21. Дочерние предприятия, филиалы и представительства

1. Предприятие с иностранным участием может создавать в установленном законодательством порядке дочерние предприятия с правами юридического лица, а также филиалы и представительства на территории Республики Казахстан и за ее пределами.

2. Филиалы и представительства предприятий с иностранным участием не являются юридическими лицами и действуют на основании положений о них, утверждаемых предприятиями с иностранным участием.

Статья 22. Таможенное обложение

1. Оборудование и комплектующие запасные части к нему, ввозимые в Республику Казахстан в качестве вклада иностранного инвестора в уставный капитал предприятия с иностранным участием, освобождаются от уплаты таможенной пошлины.

2. Личное имущество иностранного персонала предприятий с иностранным участием, филиалов и представительств иностранных юридических лиц освобождается от уплаты таможенных пошлин.

Сноска. Статья 22 — в редакции Закона РК от 16 июля 1997 г. N 165. Внесены изменения — Законом РК от 22 апреля 1998 г. N 221.

Статья 23. Бухгалтерский учет и отчетность

1. Предприятие с иностранным участием ведет бухгалтерский учет и составляет финансовую отчетность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

2. Исчисление налогов производится в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.

3. Предприятие с иностранным участием представляет годовую финансовую отчетность и аудиторское заключение собственникам, органам государственной статистики, государственного контроля и надзора в соответствии с их компетенцией в сроки и по формам, установленным законодательством Республики Казахстан.

Сноска. Пункт 2 — в редакции Указа Президента РК от 5 октября 1995 г. N 2488. Пункты 1 и 3 — в редакции Закона РК от 2 июня 1997 г. N 115.

Статья 24. Трудовые отношения c участием граждан Республики Казахстан

Сноска. Название статьи — в редакции Закона РК от 16 июля 1997 г. N 165.

1. На предприятиях с иностранным участием производственные и трудовые отношения, включая вопросы найма и увольнения, режима труда и отдыха, условий оплаты труда, гарантий и компенсаций, регулируются как коллективным договором (соглашением), так и индивидуальными трудовыми договорами (контрактами).

2. Условия коллективного договора (соглашения) и индивидуальных трудовых договоров не могут ухудшать положения работников этого предприятия в сравнении с условиями, предусмотренными законодательством Республики Казахстан.

3. Деятельность профессиональных союзов на предприятии с иностранным участием осуществляется на основе законодательства Республики Казахстан.

Статья 25. Привлечение иностранных работников

1. В состав рабочих и служащих предприятия с иностранным участием, его администрации, членов наблюдательного совета могут входить иностранные граждане.

Вопросы оплаты труда, предоставления отпусков, пенсионного обеспечения иностранных работников предприятия с иностранным участием должны решаться в индивидуальных трудовых договорах (контрактах) с каждым из них. Получаемая этими работниками заработная плата в иностранной валюте может переводиться ими в зарубежные государства после выплаты соответствующих налогов и других обязательных платежей.

2. На трудовые отношения с иностранными работниками, не имеющими постоянного места жительства в Республике Казахстан, распространяется законодательство Республики Казахстан, если стороны трудового договора (контракта) во время его заключения или на основании дальнейшего соглашения не выбрали законодательство страны, которое будет регулировать отдельные элементы трудовых отношений.

3. Трудовые отношения иностранных граждан, работающих в Республике Казахстан по трудовым договорам (контрактам), заключенным с иностранными инвесторами, регулируются законодательством, избранным сторонами трудового договора (контракта).

4. Условия трудового договора (контракта), заключенного с иностранным работником, не должны противоречить нормам законодательства Республики Казахстан, устанавливающим минимальный уровень социальной защищенности работников в части размера заработной платы, применения труда женщин, подростков, инвалидов, а также обеспечения безопасных условий труда.

Сноска. В статью 25 внесены изменения — Законом РК от 16 июля 1997 г. N 165.

Статья 26. Социальное страхование и обеспечение

1. Платежи на пенсионное обеспечение иностранных работников предприятия с иностранным участием перечисляют в соответствующие фонды стран их постоянного места жительства в валюте и в соответствии с законодательством этих стран.

2. Предприятия с иностранным участием вносят отчисления по государственному социальному страхованию казахстанских работников по ставкам, установленным для предприятий и организаций Республики Казахстан.

Сноска. В статью 26 внесены изменения — Законом РК от 16 июля 1997 г. N 165.

Статья 27. Разрешение споров

1. Инвестиционные споры разрешаются, по возможности, путем переговоров.

2. Если такие споры не могут быть разрешены путем переговоров в течение трех месяцев с даты письменного обращения любой из сторон в споре к другой стороне, то спор, по выбору любой из его сторон, может передаваться для разрешения, при наличии письменного согласия иностранного инвестора:

1) в судебные органы Республики Казахстан;

2) в соответствии с согласованной процедурой разрешения споров, в том числе установленной в контракте или любом ином соглашении между сторонами в споре, в один из следующих арбитражных органов:

а) Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (далее — Центр), созданный в соответствии с Конвенцией по урегулированию инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, открытый для подписания в Вашингтоне 18 марта 1965 года (Конвенция ИКСИД), если государство инвестора является участником этой Конвенции;

б) Дополнительный орган Центра (функционирующий по Правилам Дополнительного органа), если государство инвестора не является участником Конвенции ИКСИД;

в) арбитражные органы, учреждаемые в соответствии с Арбитражным регламентом Комиссии Организации Объединенных Наций по международному торговому праву (ЮНСИТРАЛ);

г) на арбитражное рассмотрение в Арбитражный институт Торговой Палаты в Стокгольме;

д) Арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате Республики Казахстан.

3. В случае выбора иностранным инвестором процедуры рассмотрения споров, предусмотренной подпунктом 2) пункта 2 настоящей статьи, согласие Республики Казахстан предполагается полученным. Согласие иностранного инвестора может быть дано в любое время путем письменного заявления уполномоченному государственному органу или в момент обращения в арбитраж.

4. В случае, когда инициатором разрешения спора выступает уполномоченный государственный орган, а иностранный инвестор уклоняется от выбора той или иной процедуры рассмотрения споров, уполномоченный орган вправе передать рассмотрение спора в судебные органы Республики Казахстан по истечении трех месяцев с даты первого письменного обращения уполномоченного государственного органа к иностранному инвестору с целью мирного урегулирования спора.

Суд, рассматривающий дело, прекращает его производство в случае представления иностранным инвестором письменного заявления о выборе иной процедуры разрешения споров, предусмотренной пунктом 2 настоящей статьи.

5. Любое арбитражное разбирательство в соответствии с настоящей статьей должно проходить в государстве — участнике Конвенции о признании и исполнении иностранных арбитражных решений, подписанной в Нью-Йорке 10 июня 1958 года (Нью-Йоркская Конвенция), если иное не предусмотрено соглашением между иностранным инвестором и уполномоченным государственным органом.

6. Любое арбитражное решение, вынесенное в соответствии с настоящей статьей, окончательно и обязательно для сторон инвестиционного спора. Такое решение исполняется в Республике Казахстан также, как решения судебных органов Республики Казахстан.

7. Споры иностранных инвесторов с гражданами и юридическими лицами Республики Казахстан, в том числе с государственными органами Республики Казахстан, не относящиеся к категории инвестиционного спора, разрешаются судебными органами Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан, если иное не предусмотрено законодательными актами или соглашением сторон.

Сноска. Статья 27 — в редакции Закона РК от 16 июля 1997 г. N 165.

Роль прямых иностранных инвестиций в экономике Казахстана

Исалимбай, Н. М. Роль прямых иностранных инвестиций в экономике Казахстана / Н. М. Исалимбай. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 476-479. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91617/ (дата обращения: 28.10.2022).

Статья направлена на изучение непосредственных зарубежных вложений в экономику Республики Казахстан. Рассмотрены основные тенденции прямых иностранных инвестиций за последний год. А также проанализирована динамика прямых иностранных инвестиций в Казахстане и сотрудничество с мировыми державами экономики.

Ключевые слова: прямые иностранные инвестици, иностранные инвесторы, инвестиционный климат.

The article is aimed at studying direct foreign investments in the economy of the Republic of Kazakhstan. The main trends in foreign direct investment over the past year are considered. And also analyzed the dynamics of foreign direct investment in Kazakhstan and cooperation with world powers of the economy.

Keywords: foreign direct investment, foreign investors, investment climate.

Привлечение иностранных инвестиций имеет решающее значение для развивающихся стран, таких как Казахстан. Согласно опыту развитых стран, привлечение и использование иностранного капитала приносит пользу экономике. Инвестиции позволят реструктурировать кредитный рынок путем мобилизации средств для бизнес-инициатив и сложных стратегических проектов.

Прямые иностранные инвестиции являются наиболее важным показателем финансирования в мировой экономике для развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Иностранные инвесторы пользуются большим спросом на мировом рынке, и каждая страна организует уникальные программы и мероприятия по привлечению иностранных инвестиций [1].

Читать статью  МВФ: задержки с финпомощью ставят под угрозу восстановление экономики Украины

Привлечение прямых иностранных инвестиций как инструмент построения цивилизованного общества ставит долгосрочные стратегические цели. В настоящее время появляются новые возможности для привлечения иностранных денег в экономику Казахстана.

Первым и наиболее важным направлением привлечения международных денег является развитие за счет использования технических средств, невостребованных научных открытий и конвертируемых фирм оборонной промышленности, которых нет в Казахстане.

Второе направление — расширение экспортных перспектив экономики.

Третье направление — развитие импортозамещения, расширение производства таких популярных потребительских товаров, как продукты питания, лекарства и одежда;

Четвертое направление — расширение транспортной инфраструктуры и дорожного производства.

Пятое направление — регионы с большим количеством рабочей силы должны обеспечить возможность иностранных инвестиций в центральные и северо-западные регионы страны, которые считаются богатыми ресурсами.

К числу экономических элементов, влияющих на влияние ПИИ на национальную экономику, относятся изобретательский, социально-экономический, макроэкономический и микроэкономический аспекты. Долгосрочные инвестиции имеют ряд неэкономических последствий. К ним относятся политические, природные, ресурсные, институциональные и культурные последствия. Прямые хорошие социально-экономические и финансовые условия предполагают создание новых рабочих мест, а косвенные факторы включают повышение привлекательности государственных инвестиций или региональной интеграции с целью привлечения иностранных инвестиций.

На рисунке 1 показаны четыре страны с наибольшим объемом инвестиций в Казахстан. Инвестиционное сотрудничество направлено на модернизацию казахстанской экономики.

Приток прямых иностранных инвестиций в Казахстан по странам, млн. долл. (Источник: составлено на основе базы данных https://stat.gov.kz/ [2])

Рис.1. Приток прямых иностранных инвестиций в Казахстан по странам, млн. долл. (Источник: составлено на основе базы данных https://stat.gov.kz/ [2])

Нидерланды — крупнейший инвестор в Казахстане. За последние 15 лет экономического партнерства прямые инвестиции Королевства в нашу страну с 2011 по 2020 год превысили 70,8 миллиарда долларов. Казахстан экспортирует сырую нефть и нефтепродукты, ферросплавы, титан и титановую продукцию в Нидерланды. Импортирует лекарства, машины и оборудование, высокотехнологичное оборудование и сельскохозяйственную продукцию. 80,6 % абсолютно всех вложений Нидерландов в РК требуется в горнодобывающую индустрию, а также исследование карьеров: 52,7 миллиардов долл. США. В этой области функционируют 58 фирм с заинтересованностью денежных средств с Нидерландов, из них 38 небольших фирм, 3 — средних и 17 — крупных.

Второй привлекательной сферой для инвесторов из Нидерландов является обрабатывающая промышленность, совокупность приложенных денег составила 4 млрд долл. США, или 6,1 % от общего объёма.

Соединенные Штаты являются вторым по величине инвестором в Казахстане после Нидерландов. Общий годовой приток ПИИ из США всегда был значительно выше, но с 2011 года он стабильно растет как в абсолютном, так и в относительном выражении. В 2018 году ПИИ из США были рекордными как в абсолютном выражении, так и по доле в 22 %.

Приток прямых иностранных инвестиций из Китая в Казахстан в 2011–2020 годах составил 15,3 миллиарда долларов. Этот показатель в 4,6 раза ниже, чем в Нидерландах. Приток прямых иностранных инвестиций из Китая в 2015–2020 годах неуклонно увеличивался. В 2020 году по сравнению с 2019 годом приток иностранных инвестиций снизился в 2 раза.

Приток прямых иностранных инвестиций из России в 2011–2020 году, млн. долл. (Источник: составлено на основе базы данных https://stat.gov.kz/ [2])

Рис. 2. Приток прямых иностранных инвестиций из России в 2011–2020 году, млн. долл. (Источник: составлено на основе базы данных https://stat.gov.kz/ [2])

Инвестиционное сотрудничество с Россией, имеющее важное значение по объему накопленных инвестиций в Казахстан, идет наравне с другими странами. Характер долгосрочных тенденций динамики прямых взаимных инвестиций неоднозначен, он отражает только ситуацию в отраслях, являющихся их основными реципиентами.

Приток долгосрочных капиталовложений прямых иностранных инвестиций способствует росту валового внутреннего продукта странам-получателям инвестиций, улучшению благосостояния населения и инвестиционного климата.

На фоне активного восстановления экономики наблюдается рост притока прямых иностранных инвестиций. Так, по итогам первого полугодия 2021 года объем ПИИ в экономике Республики Казахстан вырос на 30,4 % и составил 11,1 млрд долларов. За 10 месяцев года объем инвестиций в финансовый сектор вырос на 12,1 %. По итогам первого полугодия 2021 года объем прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Казахстан вырос на 30,4 % и составил 11,1 млрд долларов. Наибольший рост иностранных инвестиций по отраслям промышленности отмечен в первом полугодии 2021 года: обрабатывающая промышленность — 57,2 %, торговля — 45,8 %, горнодобывающая промышленность — 27,1 %, транспорт — 20,4 %.

Приток прямых иностранных инвестиций в Казахстан с 2013 по 2021 годы, млн долл. (Источник: составлено на основе базы данных https://stat.gov.kz/ [3])

Рис.3. Приток прямых иностранных инвестиций в Казахстан с 2013 по 2021 годы, млн долл. (Источник: составлено на основе базы данных https://stat.gov.kz/ [3])

Как видно из рисунка 3, динамика роста инвестиций в Казахстан выше, чем инвестиций, вывезенных из Казахстана. Это связано с тем, что Казахстан является очень привлекательной страной по инвестициям. Причина, по которой инвестиции, вывезенные из Казахстана, в 2015,2018–2020 годах были отрицательными, заключается в притоке инвестиций в страну в те годы.

Иностранные инвесторы проявляют большой интерес к Казахстану. Инвестиционная привлекательность казахстанского рынка является результатом сочетания факторов, включая доступ к природным ресурсам, размер рынка и стратегическое положение, а также стабильную внутриполитическую обстановку и наличие приемлемой законодательной базы.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в ходе рабочего заседания Совета иностранных инвесторов подчеркнул необходимость сложных корректировок, направленных на повышение инвестиционной привлекательности, поддержание открытости и обеспечение предсказуемости. Глава государства выдвинул ряд предложений и действий, направленных на достижение этих целей. Согласно его указаниям, форма стратегического инвестиционного соглашения была установлена таким образом, чтобы обеспечить преемственность законодательных условий во время пребывания государства в должности. Будет улучшена деловая среда, усилена система регулирования, а инвесторы будут лучше защищены от коррупции.

1. Вершинина А. А. Прямые иностранные инвестиции и особенности их привлечения в экономику страны и региона // Экономика, статистика и информатика, 2011. № 3. –– С. 23–29.

2. Официальный сайт Национального бюро статистики Агентства РК по стратегическому планированию и реформам: https://stat.gov.kz/

3. Национальный Банк Республики Казахстан. Официальный Интернет-ресурс: https://nationalbank.kz/ru.

Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, инвестиция, Нидерланды, приток прямых, основа базы данных, США, экономика Республики, инвестиционная привлекательность, инвестиционное сотрудничество, инвестиционный климат.

Иностранные инвестиции в Казахстан: история успеха

Привлечение иностранных инвестиций в Казахстан стало одним из наиболее успешных направлений развития национальной экономики в период независимости. Об объемах и результатах привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в нашу страну за тридцать лет, читайте в материале Strategy2050.kz.

Казахстан отличается высокой инвестиционной привлекательностью, что подтверждается высокими позициями страны в международных рейтингах (Индексе глобальной конкурентоспособности, рейтинге Doing Business, Индексе экономической свободы и ряде других), присутствием на казахстанском рынке многих ведущих международных компаний и, конечно, статистикой привлечения иностранных инвестиций.

За три десятилетия объем ежегодно привлекаемых в Казахстан прямых инвестиций (валовый приток) вырос более чем в 13 раз (рис.1) и по итогам 2020 года превысил 17 млрд долл США, тогда как в 1993 году он измерялся 1,3 млрд долл.

miu987.jpg

Настоящий рывок в привлечении иностранных инвестиций произошел уже в XXI веке. С 2001 года объем ежегодного валового притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) стал резко расти и достиг пика в 29 млрд долл в 2012 году. Средний годовой объем привлеченных ПИИ в период 2001-2020 годов составил 17,6 млрд долл., суммарный объем поступивших инвестиций в этой форме за период 1993-2020 годов превысил 365 млрд долл.

Также в течение последних двух десятилетий очень динамичный рост демонстрировал объем накопленных в Казахстане иностранных инвестиций всех видов (прямые, портфельные, прочие), который вырос с 15,8 млрд долл на начало 2001 года до 232,6 млрд долл на начало 2021 года, в 15 раз (рис.2).

Прогресс Казахстана в привлечении иностранных инвестиций обусловил высокие позиции страны при сопоставлении с другими экономиками мира. По относительным параметрам привлекаемых иностранных инвестиций Казахстан входит в число лидеров не только на постсоветском пространстве, но и при более широких международных сопоставлениях, особенно, в рамках различных групп стран, к которым относится страна – от наиболее агрегированных (таких, как развивающиеся экономики в целом или континентальные развивающиеся рынки) до специализированных по региональному или организационному признакам (рис.3).

Таким образом, позиции Казахстана в мировом инвестиционном процессе выглядят достаточно прочными, а результаты привлечения иностранных инвестиций – весьма успешными. Несмотря на имеющиеся достижения, процесс привлечения иностранных инвестиций продолжает активизироваться. В течение последних нескольких лет были предприняты систематические и комплексные усилия по наращиванию притока иностранных инвестиций в страну. Среди них можно выделить следующие:

— присоединение в 2017 году к Декларации ОЭСР по международным инвестициям и многонациональным предприятиям, а также получение статуса ассоциированного члена инвестиционного комитета ОЭСР;

— принятие в 2017 году Национальной инвестиционной стратегии на 2018-2022 годы, разработанной в сотрудничестве со Всемирным банком, которая предусматривает значительное увеличение притока прямых иностранных инвестиций;

— создание ряда новых органов для развития инвестиционной сферы и защиты прав инвесторов, включая Координационный совет по вопросам привлечения инвестиций, инвестиционного омбудсмена, фронт-офисов по привлечению инвесторов в ряде посольств Казахстана и др.; продолжение работы по снижению административных барьеров, улучшению правовой защиты инвесторов, внедрению системы «одного окна» для иностранных инвесторов.

Достижения Казахстана в привлечении иностранных инвестиций признаны авторитетными международными организациями и экспертами, что отражено не только в высоких позициях страны в ряде известных рейтингов, но и в специализированных исследованиях инвестиционного климата. Так, ОЭСР отмечает «хорошие показатели Казахстана в привлечении ПИИ в регионе, с более высоким уровнем накопленных инвестиций относительно ВВП, чем в большинстве соседних стран». Государственный департамент США в обзоре инвестиционного климата стран мира констатирует, что «Казахстан достиг значительного прогресса в построении рыночной экономики и получил существенные результаты от своих усилий по привлечению иностранных инвестиций». Марк Смит, Председатель EUROBAK, говорит, что «больше и больше инвесторов начинают рассматривать страну как привлекательное направление для прямых инвестиций». Эти и многие другие оценки ситуации с привлечением иностранных инвестиций в Казахстан свидетельствуют об успешности выбранной стратегии и о том, что результаты тридцатилетних усилий по привлечению зарубежного капитала в страну можно с полным правом назвать историей успеха.

Вячеслав Додонов, главный научный сотрудник КИСИ при Президенте РК

Источник https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z940009000_

Источник https://moluch.ru/archive/415/91617/

Источник https://strategy2050.kz/ru/news/inostrannye-investitsii-v-kazakhstan-istoriya-uspekha/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *