Среда, 19 июня, 2024

БК РФ Статья 79. Бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности

Что такое бюджетные инвестиции: цели и порядок предоставления государственных денег

Износ основных фондов за 2018-2020 год в России составил 46,6 % (по данным Госстата). По некоторым отраслям он превысил 50 и даже 60 %. О каком экономическом росте может идти речь, если активы предприятий и организаций в таком плачевном состоянии? За счет чего им догонять и перегонять развитые страны Запада?

Для восстановления инфраструктуры и ее модернизации требуются инвестиции.

Далеко не все предприятия могут себе позволить многомиллионные вливания в обновление.

Бюджетные инвестиции – это деньги, которые как раз и предназначены для исправления сложившейся ситуации.

Но доступны государственные средства не всем. Вы не найдете описания этого инструмента в книгах об инвестировании, потому что частные инвесторы не могут рассчитывать на госконтракты и многомиллионные инвестиции в свои проекты. В статье поговорим о том, что такое бюджетные инвестиции, на что они тратятся, рассмотрим порядок предоставления государственных денег.

Определение

Прежде чем дать определение бюджетных инвестиций, давайте разберем классическое определение инвестиций в целом. Часто спрашиваю своих студентов, как они понимают этот термин.

Ответ, как правило, один – это вложение денег в какой-то проект с целью получения прибыли. Тогда мы задаем встречный вопрос: “А если речь идет о строительстве, например, детского сада? Никакой прибыли с него нет. Значит, это уже не инвестиции?” Конечно же, инвестиции. Но определение надо уточнить.

Инвестиции – это вложения средств (движимого и недвижимого имущества, нематериальных активов, земельных участков и пр.) в объекты с целью получения прибыли или достижения другого эффекта. В качестве эффекта не всегда выступает коммерческая составляющая, но также экологическая, социальная и т. д.

И инвестирование строительства детского сада как раз преследует достижение другого эффекта. Например, снижение социальной напряженности в конкретном районе путем сокращения очереди детей в дошкольные учреждения, увеличение числа рабочих мест, получение политических очков перед выборами (почему бы и нет).

Любое предприятие и организация осуществляет инвестиционную деятельность. Без этого не выдержать в конкурентной борьбе.

Источники средств могут быть разные:

  1. собственная прибыль,
  2. амортизация,
  3. заемные средства,
  4. эмиссия акций и облигаций,
  5. средства вышестоящих организаций.

В Бюджетном кодексе дано следующее определение.

Бюджетные инвестиции – это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.

Далее в статье 79 написано, что это капитальные вложения в создание объектов капитального строительства или приобретение недвижимости. Впоследствии перечисленные объекты закрепляются за государственными предприятиями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Что относится к объектам капстроительства (согласно Градостроительному кодексу):

  1. здания и сооружения, в том числе объекты, строительство которых не завершено;
  2. линейные объекты (линии электропередач и связи, автодороги, трубопроводы, ж/д линии);
  3. некапитальные строения – строения, которые могут быть разобраны и перемещены в другое место, т. е. они не имеют прочных связей с земельным участком.

Из определения можно понять, что на средства из бюджета могут рассчитывать только государственные предприятия и организации.

Однако это не так. Негосударственные юридические лица тоже имеют право на бюджетные деньги. Но в этом случае государство в лице РФ, региона или муниципального образования (смотря из какого бюджета пришли деньги) должно получить долю в уставном капитале предприятия, равную его участию в финансировании проекта.

На что тратим бюджетные деньги

Последние годы основное направление бюджетных инвестиций – дорожное хозяйство. Но эксперты ожидают изменения ситуации в связи с необходимостью исполнения последних майских указов Президента. Они предполагают вложения средств в развитие и поддержку инфраструктурных отраслей. Все финансируемые направления за последние 4 года можно проследить в таблице (по данным Минфина).

Государство, как и частный инвестор, ищет ответ на вопрос, куда вложить деньги. Бюджетные инвестиции осуществляются с целью:

  1. увеличения стоимости активов государства;
  2. повышения эффективности работы и конкурентоспособности значимых для экономики предприятий;
  3. восстановления инфраструктуры жизненно важных отраслей;
  4. снижения износа объектов недвижимости в бюджетных учреждениях.

В 2018 году государственную поддержку получили, например, такие проекты, как:

  1. Строительство участка Сокольнической линии Московского метрополитена от станции “Саларьево” до станции “Столбово” – 40,8 млрд рублей.
  2. Строительство стартового комплекса на космодроме Восточный – 38,7 млрд рублей.
  3. Строительство тоннеля под Калужским шоссе и многоуровневой развязки у ТПУ “Столбово” – 27,5 млрд рублей.
  4. Реконструкция и строительство автомобильной дороги “Варшавское шоссе – деревня Андреевское – деревня Яковлево” – 14 млрд рублей.
  5. Реконструкция автомобильной дороги М-18 “Кола” от Санкт-Петербурга до границы с Норвегией – 12 млрд рублей.

Это масштабные дорогостоящие проекты. Анализ 10 крупнейших госконтрактов показал, что 8 из 10 относятся именно к дорожному хозяйству.

Порядок получения государственной помощи

Инвестирование за счет средств бюджетов всех уровней осуществляется после заключения госконтрактов. Государство, выступая в качестве инвестора, заинтересовано в эффективности финансируемого им проекта. Эффект не обязательно должен заключаться в получении прибыли.

Эффективность инвестиций можно доказать с помощью технико-экономического обоснования – серьезного документа с подробными расчетами, куда направляется каждый рубль (направления инвестирования), какой эффект он принесет (социальный, экономический, экологический, бюджетный и пр.) и когда вернется назад (срок окупаемости проекта). Без такого обоснования получить государственные деньги невозможно.

Государственные контракты заключаются на:

  1. проектные и изыскательские работы,
  2. строительство,
  3. реконструкцию,
  4. реставрацию,
  5. техническое перевооружение,
  6. приобретение объекта.

Средства из бюджета направляются государственным заказчикам (государственным органам) или организациям, которым госорганы передали свои полномочия в рамках заключения специального соглашения или решения (акта).

Такими уполномоченными выступают:

  1. Государственные корпорации и компании, которые будут инвестировать бюджетные деньги в объекты. А последние потом перейдут в собственность Российской Федерации.
  2. Юридические лица, доля в уставном капитале которых принадлежит РФ. Профинансированные за счет государства объекты потом перейдут в качестве вклада в уставный капитал такого предприятия.

Например, по госконтракту на строительство стартового комплекса на космодроме “Восточный” заказчиком выступает Дирекция космодрома “Восточный”, а исполнителем, которому переданы полномочия на выполнение заказа, – производственно-строительное объединение “Казань”.

Соглашение обязательно должно содержать:

  1. цель инвестирования;
  2. объем инвестиций, распределенных по годам и по каждому финансируемому объекту;
  3. наименование объекта, его мощность;
  4. срок строительства (реконструкции) или приобретения объекта;
  5. права и обязанности сторон сделки;
  6. ответственность;
  7. порядок проведения проверок со стороны заказчика (госоргана).

Заключение

На самом деле главная цель бюджетного финансирования – это повышение темпов роста экономики и уровня жизни людей. Но помощь со стороны государства часто сталкивается с бюрократической волокитой, отсутствием инициативы и способности принимать грамотные решения на местах. Это приводит к неосвоенности средств и возврату их обратно в бюджет.

Давно замечено, что к концу года, который всегда наступает неожиданно, резко активизируются работы по госконтрактам. Будем рады, если в ближайшие годы что-то изменится.

Что включают в себя бюджетные инвестиции

БК РФ Статья 79. Бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 418-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в рамках государственных (муниципальных) программ, могут предусматриваться бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.

Объекты капитального строительства, созданные в результате осуществления бюджетных инвестиций, или объекты недвижимого имущества, приобретенные в государственную (муниципальную) собственность в результате осуществления бюджетных инвестиций, закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными (муниципальными) учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у государственных (муниципальных) учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у государственных (муниципальных) унитарных предприятий, а также уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, либо включаются в состав государственной (муниципальной) казны.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 178-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и принятие решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты осуществляются в порядках, установленных соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

(в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 311-ФЗ)

Читать статью  НАУФОР и НАПФ выступили за постепенный возврат объема раскрываемой публичными эмитентами информации

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Российской Федерации, находящиеся в оперативном управлении или хозяйственном ведении:

федеральных государственных учреждений стоимостью 3 миллиарда рублей и более, а также федеральных государственных загранучреждений и федеральных государственных унитарных предприятий независимо от стоимости принимаются в форме правовых актов Правительства Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 22.10.2014 N 311-ФЗ, от 22.12.2020 N 448-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

федеральных государственных учреждений стоимостью менее 3 миллиардов рублей принимаются в форме правовых актов Правительства Российской Федерации или в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, в форме правовых актов федеральных органов исполнительной власти или иных организаций, осуществляющих в соответствии с настоящим Кодексом полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета (органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации).

(в ред. Федерального закона от 29.11.2021 N 384-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае принятия решений, предусмотренных настоящим пунктом, в отношении объектов государственной собственности Российской Федерации стоимостью 1,5 миллиарда рублей и более информация о таких решениях направляется в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в течение 10 дней со дня их принятия.

(абзац введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 448-ФЗ)

3.1. В случае, если подготовка обоснования инвестиций для объекта капитального строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательной, решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в такие объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности принимаются в том числе на основании подготовленного в установленном законодательством Российской Федерации порядке обоснования инвестиций и результатов его технологического и ценового аудита, а также утвержденного задания на проектирование.

Порядок принятия решений об осуществлении бюджетных инвестиций на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местного бюджета и порядок осуществления указанных бюджетных инвестиций устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Решения об осуществлении бюджетных инвестиций на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации принимаются Правительством Российской Федерации.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 19.07.2018 N 222-ФЗ)

4. Органам государственной власти (государственным органам), органам управления государственными внебюджетными фондами, органам местного самоуправления, являющимся государственными (муниципальными) заказчиками, предоставляется право передать на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица указанных органов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (далее — соглашение о передаче полномочий) бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых указанные органы осуществляют функции и полномочия учредителей, или государственным (муниципальным) унитарным предприятиям, в отношении которых указанные органы осуществляют права собственника имущества соответствующего публично-правового образования.

(в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 311-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Условия передачи полномочий и порядок заключения соглашений о передаче полномочий в отношении объектов государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями муниципальных образований.

Соглашение о передаче полномочий может быть заключено в отношении нескольких объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) объектов недвижимого имущества, приобретаемых в государственную (муниципальную) собственность, и должно содержать в том числе:

цель осуществления бюджетных инвестиций и их объем с разбивкой по годам в отношении каждого объекта капитального строительства или объекта недвижимого имущества с указанием его наименования, мощности, сроков строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) или приобретения, стоимости объекта, соответствующих решениям, указанным в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, а также общего объема капитальных вложений в объект государственной (муниципальной) собственности, в том числе объема бюджетных ассигнований, предусмотренного соответствующему органу, указанному в абзаце первом настоящего пункта, как получателю бюджетных средств, соответствующих решениям, указанным в пунктах 2 и 3 настоящей статьи. В случае предоставления бюджетных инвестиций из федерального бюджета их объем должен соответствовать объему бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций, предусмотренному федеральной адресной инвестиционной программой;

положения, устанавливающие права и обязанности бюджетного или автономного учреждения, государственного (муниципального) унитарного предприятия по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования в лице органа, указанного в абзаце первом настоящего пункта, государственных (муниципальных) контрактов;

ответственность бюджетного или автономного учреждения, государственного (муниципального) унитарного предприятия за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных им полномочий;

положения, устанавливающие право органа, указанного в абзаце первом настоящего пункта, на проведение проверок соблюдения бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием условий, установленных заключенным соглашением о передаче полномочий;

положения, устанавливающие обязанность бюджетного или автономного учреждения, государственного (муниципального) унитарного предприятия по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности органу, указанному в абзаце первом настоящего пункта, как получателя бюджетных средств.

Соглашения о передаче полномочий являются основанием для открытия органам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в органах Федерального казначейства (финансовых органах субъектов Российской Федерации и финансовых органах муниципальных образований) лицевых счетов получателя бюджетных средств по переданным полномочиям для учета операций по осуществлению бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности.

4.1. В случаях, определенных федеральными законами (за исключением федерального закона о федеральном бюджете), иными нормативными правовыми актами о создании публично-правовых компаний, государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям может предоставляться право на заключение и исполнение от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации государственных контрактов от лица органов государственной власти (государственных органов), являющихся государственными заказчиками, передавших государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного заказчика при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства (за исключением бюджетных инвестиций в целях реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения указанных объектов), которые будут находиться в государственной собственности, в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.

Созданные в результате осуществления бюджетных инвестиций объекты капитального строительства, указанные в абзаце первом настоящего пункта, закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления за государственными учреждениями либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными унитарными предприятиями с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у государственных учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у государственных унитарных предприятий, а также увеличением уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.

Полномочия государственного (муниципального) заказчика могут быть переданы федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, являющимися государственными (муниципальными) заказчиками, юридическим лицам, акции (доли) которых принадлежат соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности с последующей передачей указанных объектов в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы таких юридических лиц в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи. Указанные решения должны содержать информацию о юридических лицах, которым передаются полномочия государственного (муниципального) заказчика.

Передача объектов капитального строительства в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, указанных в абзаце третьем настоящего пункта, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При передаче государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям или иным юридическим лицам полномочий, предусмотренных настоящим пунктом, на них распространяются положения, установленные пунктом 4 настоящей статьи для бюджетных и автономных учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий.

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 18.07.2017 N 178-ФЗ)

5. Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности могут осуществляться в соответствии с концессионными соглашениями.

6. Не допускается при исполнении соответствующего бюджета предоставление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, по которым принято решение о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, за исключением случая, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Читать статью  Инвестиционная политика предприятия: восемь основных этапов

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 406-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При исполнении соответствующего бюджета допускается предоставление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, указанные в абзаце первом настоящего пункта, в случае изменения в установленном порядке типа бюджетного или автономного учреждения или организационно-правовой формы государственного (муниципального) унитарного предприятия, являющихся получателями субсидий, предусмотренных статьей 78.2 настоящего Кодекса, на казенное учреждение после внесения соответствующих изменений в решение о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в указанные объекты с внесением соответствующих изменений в ранее заключенные бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием договоры в части замены стороны договора — бюджетного или автономного учреждения, государственного (муниципального) унитарного предприятия на казенное учреждение и вида договора — гражданско-правового договора бюджетного или автономного учреждения, государственного (муниципального) унитарного предприятия на государственный (муниципальный) контракт.

Инвестиции бюджетные

Инвестиции бюджетные

Что такое бюджетные инвестиции? Описание и определение понятия.

Бюджетные инвестиции – это государственные капиталовложения в проекты, которые вызовут увеличение стоимости бюджетного государственного имущества.

Эти средства идут или на повышение эффективности и расширение деятельности предприятий, которые уже находятся в собственности государства или на создание новых. Прибыль в последнем случае представляется, как акции (контрольный пакет или части), которые станут собственностью государственного бюджета.

Нематериальная и материальная собственность, которая создана при помощи бюджетных инвестиций, передают в управление муниципальным или государственным имуществом.

Рассмотрим, более детально, что значит бюджетные инвестиции.

Классификация и понятие инвестиций

Инвестиции бюджетные 2

В общем смысле под инвестициями необходимо подразумевать финансовые и прочие средства, которые используются для получения некоторого позитивного итога (социального, экономического, оборонного, интеллектуального и т.д.). Данное определение выходит далеко за границы экономической интерпретации, которая трактует в широком смысле слово «инвестировать» как «расстаться сегодня с деньгами, чтобы получить их большую сумму в будущем», или инвестиция — это применение денег для получения больших денег, для того, чтобы извлечь доход или достигнуть прироста капитала или для того и другого. Определение, приведенное нами, охватывает экономическое представление об инвестициях в качестве средства наращивания капитана и представление о них как средстве достижения неэкономических целей инвестором. К примеру, государство, инвестируя в развитие астрофизики бюджетные средства, вряд ли рассчитывает на то, чтобы получить прибыль, и похожих примеров можно привести весьма много. Поэтому необходимо отличать экономическое (в узком смысле) и общее (в широком смысле) определения инвестиции. Первое из них приводит цели инвестиций к увеличению вложенных средств. Второе базируется на ожидании от вклада не только экономических, но и прочих целей. В литературе встречаются разные варианты групп определений, указанных нами.

Пример общего определения — трактовка понятия инвестиций в Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, которая осуществляется в форме капитальных вложений»: «Инвестиции — это ценные бумаги, деньги, другое имущество, включая имущественные права, и другие права, которые имеют денежную оценку и вкладываются в объекты предпринимательской или другой деятельности для получения прибыли или достижения другого полезного эффекта». Капитальные вложения определяют, как инвестиции в основные средства (основной капитал), включая затраты на реконструкцию, новое строительство и техническое перевооружение действующих предприятий, покупку оборудования, машин, инвентаря, инструмента, изыскательско-проектные работы и прочие затраты. Таким образом, инвестиции в самом общем типе являют собой расход (затраты) всего того, что имеет оценку стоимости, во имя достижения некоторых экономических и прочих целей. Понятие инвестиций больше, нежели понятие капитальных вложений, но меньше, нежели понятие затрат (расходов, издержек). Затраты бывают текущие и единовременные. Первых относят к инвестиционным затратам, так как они являются долгосрочными, вторые — непрерывно повторяющиеся, текущие затраты — не являются инвестиционными. К примеру, текущие затраты в производственном процессе концентрируют в себестоимости продукции, которая в себя включает затраты на амортизацию, материалы, оплату труда, и так далее.

Применение инвестиций происходит при помощи реализации инвестиционных проектов, которые направлены на достижение четко обозначенных определенных целей и являющих собой комплекс мероприятий и действий, которые не противоречат законодательству, по реализации некоторого объема инвестиций для того, чтобы достигнуть конкретных результатов (целей) в течение конкретного периода времени.

Несколько другая (однако совпадающая по смыслу) формулировка понятия инвестиционного проекта в отношении к капитальным вложениям указывается в упомянутом Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, которая осуществляется в форме капитальных вложений», где под инвестиционным проектом подразумевается обоснование экономической целесообразности, сроков и объема осуществления капитальных вложений, нужна проектная документация, которая разработана соответственно с законодательством Российской Федерации и утверждены в установленном порядке стандартами (правилами и нормами) и описание практических действий по проведению инвестиций (бизнес-план). Помимо этого, закон вводит термин приоритетного инвестиционного проекта (ИП), под которым подразумевается инвестиционный проект с итоговым объемом капитальных вложений, который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, которые включены в перечень, который утверждается Правительством Российской Федерации.

Практическое воплощение инвестиционного проекта

Инвестиции бюджетные 3

Практическое воплощение каждого инвестиционного проекта является немыслим без индивидуальной или коллективной целенаправленной деятельности, которая устремлена на разрешение поставленных в проекте стратегических и тактических задач. В этом суть инвестиционной деятельности, которая в законе, названном выше трактуется как осуществление и вложение инвестиций и практических действий для получения прибыли и или достижения другого полезного эффекта. Вряд ли нужно перегружать, как это порой делается, понятие инвестиционной деятельности перечислением типов работ, которые имполняются в процессе эксплуатации, отбора, воплощения ИП.

С понятиями ИП и инвестиций тесно связаны понятия объекта и субъекта инвестиционной деятельности. Под субъектом инвестиционной деятельности подразумеваются юридические лица, которые осуществляют целенаправленные действия по разрешению задач, которые поставлены в И П. Субъектами инвестиционной деятельности являются подрядчики (исполнители работ), заказчики, инвесторы, пользователи объектов инвестиционной деятельности и прочие юридические и физические лица, которые участвуют в реализации ИП. Субъекту инвестиционной деятельности законодательно предоставляют право совмещать функции нескольких субъектов, когда другое не устанавливается государственным контрактом или договором, заключенным меж ними.

Объекты инвестиционной деятельности — снова создаваемое различного типа имущество организаций и предприятий непроизводственной и производственной сферы, ценные бумаги (облигации, акции, сертификаты и так далее), имущественные права, научно-техническая продукция и права на денежные вклады, интеллектуальную собственность.

Типы классификации инвестиций

Инвестиции бюджетные 4

Многочисленные типы инвестиций классифицируются по таким главным классификационным признакам:

  • срокам вложений;
  • по объектам инвестиционной деятельности;
  • источникам финансирования;
  • формам собственности;
  • отраслевой направленности;
  • территориальной направленности;
  • характеру участия в инвестиционном процессе;
  • сферам экономики;
  • возможности участия в управлении и так далее.

В типологии инвестирования главной является классификация инвестиций по объектам инвестиционной деятельности (или объектам вложения инвестиций). По этому признаку выделяют финансовые и реальные инвестиции.

Капиталообразующие (реальные) инвестиции подразделяют на нематериальные и материальные. Первые включают в себя инвестиции в осязаемые объекты — в сооружения, здания, оборудование, машины и т.д., вторые (потенциальные, называемые иногда интеллектуальными) — это вложение денег на приобретение лицензий, патентов, оплату научно-исследовательских работ, реализацию программ увеличения квалификации кадров и переподготовки и т.п. Реальные инвестиции в статистической практике именуют инвестициями в нефинансовые активы, учет которых проводится по сектору нефинансовых предприятий соответственно с методологией Международного валютного фонда.

Особенности инвестиций

Инвестиции бюджетные 5

Финансовые инвестиции — это вложение капитала в облигации, акции, инвестиционные сертификаты, банковские вклады и прочие ценные бумаги. Финансовые инвестиции делят на портфельные, прямые (в реальные активы) и другие. К первым относят вложения в акции акционерных обществ для получения дивидендов и получения права на участие в управлении. Это инвестиции, которые сделаны физическими и юридическими лицами, которые полностью владеют организацией или контролируют не меньше 10 % акций складочного или уставного капитала организации. К портфельным относят инвестиции в разные типы ценных бумаг, которые принадлежат различным эмитентам, для увеличения вероятности получения от вложенных средств дохода. К ним относят покупку паев, акций, векселей, облигаций и прочих ценных долговых бумаг. Они составляют меньше 10 % в складочном (уставном) капитале организации. Инвестиции, которые не подпадают под определение портфельных и прямых, указываются как другие — кредиты правительств иностранных государств, торговые кредиты под гарантии Правительства Российской Федерации, другие кредиты (международных финансовых организаций и так далее), банковские вклады.

Отношение в экономике страны меж финансовыми и реальными инвестициями является главным показателем экономического развития. «В простых экономиках главную часть инвестиций относят к реальным, в то время как большая часть инвестиций в современной экономике представляется финансовыми инвестициями. Высокое развитие институтов денежного инвестирования способствует в значительной степени увеличению реальных инвестиций. Обычно эти две формы являются не конкурирующими, а взаимодополняющими».

Читать статью  Мария Дмитриева

В экономике России в структуре инвестиций проходят изменения, которые характерны для страны с улучшающимися рыночными отношениями. Об этом свидетельствует динамика объемов инвестиций в реальные инвестиции (нефинансовые активы) и финансовых вложений, учет которых Росстат ведет по методологии МВФ с 1995 года.

В Российском статистическом ежегоднике отсутствуют, к сожалению, данные об объемах инвестиций в нематериальные и прочие нефинансовые активы. Но, учитывая, что в составе инвестиций в нефинансовые активы практически 98 % составляют инвестиции в главный капитал, будем сравнивать динамику финансовых вложений и динамику объема последних.

Объем вложения инвестиций

Инвестиции бюджетные 6

Объем вложений в основной капитал за рассматриваемый период увеличился практически в 19,5 раза, а объем финансовых вложений стал больше, чем в 123 раза. Объем финансовых вложений в 2009 году больше, чем в 2,8 раза стал больше объема вложений в основной капитал. Тенденция опережающего роста финансовых вложений в сравнении с ростом инвестиций в нефинансовые активы в России, очевидно, сохранится и по мере развития рынка ценных бумаг в ближайшей перспективе.

Инвестиции по срокам вложений делятся на долгосрочные (больше трех лет), среднесрочные (один — три года), краткосрочные (менее одного года).

Обычно по формам собственности можно выделить частные, государственные, смешанные и иностранные инвестиции. Этим не исчерпываются все типы собственности, потому в статистической практике по этому признаку выделяют муниципальные инвестиции, инвестиции потребительской кооперации, религиозных и общественных организаций (объединений). Помимо этого, смешанные инвестиции делят на смешанные российские и российские совместные и иностранные. При классификации по данному признаку на наш взгляд, нужно из состава государственной собственности выделить собственность субъектов РФ и федеральную собственность.

В статистической практике используют разные классификации инвестиций по направлениям их применения, к примеру инвестиции в основной капитал можно классифицировать по формам собственности, по отраслям экономики и так далее.

По региональному (территориальному) признаку нужно выделять внутренние инвестиции, которые вкладываются в отечественные объекты, которые дифференцируются, в свою очередь, по регионам страны; зарубежные (внешние) инвестиции, которые вкладываются за рубежом.

По областям экономики можно выделить непроизводственные и производственные инвестиции.

По-разному в литературе классифицируют инвестиции по уровню инвестиционного риска. По одной классификации по этому признаку отличают консервативные, агрессивные, умеренные инвестиции. Первые из них характерны высокой степенью, низкой ликвидностью, высокой прибыльностью риска. Для умеренных инвестиций является характерной умеренная степень риска, а к консервативным относят инвестиции с низкой степенью и высокой ликвидностью риска.

Подругой классификации по этому признаку выделяют бездоходные, низкодоходные, среднедоходные, высокодоходные инвестиции.

В составе инвестиций можно выделить так называемые автономные инвестиции, которые не связывается с изменением уровня доходов. К ним относят значительную часть государственных инвестиций с продолжительным сроком освоения, государственные инвестиции и капиталовложения, являющиеся прямым следствием изобретений.

Данные инвестиции нужно отличать от инвестиций с похожим названием при классификации инвестиций по совместимости их проведения. По этому признаку можно выделить автономные (независимые) инвестиции, которые можно реализовать, как независящие от прочих объектов инвестирования в общей инвестиционной программе предприятия, взаимозависимые, последующая эксплуатация или очередность реализации которых зависит от прочих объектов инвестирования, и взаимоисключающие, которые потребуют альтернативного выбора.

Отраслевое предназначение инвестиций

Инвестиции бюджетные 7

Капитальные вложения (инвестиции) в основной капитал также классифицируются по отраслевому предназначению строящихся объектов:

  • объекты сельскохозяйственного назначения;
  • объекты производственного назначения;
  • жилищное строительство;
  • объекты транспорта и связи;
  • объекты социальной сферы (учреждения образования, здравоохранения,торговли, культуры и так далее);
  • разведочно-геологические работы.

В составе инвестиций в международной практике выделяют: прямые, венчурные, портфельные и аннуитет. К венчурным относят инвестиции, которые направляются в ИП, имеют высокую степень риска: к прямым — инвестиции в основной капитал организаций и предприятий непроизводственной и производственной сферы. Термин портфельные инвестиции нами уже рассмотрено ранее. Аннуитет включает в себя инвестиции, которые вкладчику приносят доход через одинаковые промежутки времени.

Структура инвестиций

Инвестиции бюджетные 8

Нефинансовые (реальные) инвестиции зачастую делят на две группы: нематериальные и материальные (вещественные). В статистической отечественной практике в структуре инвестиций в нефинансовые активы нужно выделять:

  • инвестиции в нематериальные активы;
  • инвестиции в основной капитал;
  • затраты на технологические, опытно-конструкторские, научно-исследовательские работы;
  • инвестиции в другие нефинансовые активы.

Инвестиции в основной капитал в себя включают все затраты на воспроизводство и создание основных средств, куда включаются: расширение, новое строительство, модернизация и реконструкция объектов, которые приводят к увеличению изначальной стоимости объектов и их относят на добавочный капитал организации, покупку оборудования, машин, транспортных средств, затраты на образование основного стада, выращивание многолетних насаждений и так далее. Начиная с 2001 года инвестиции в главный капитал учитываются без налога на добавленную стоимость.

Инвестиции в нематериальные активы, по классификации Росстата. включают в себя авторские права, объекты интеллектуальной собственности: деловую репутацию организации, патенты и так далее.

К инвестициям в прочие нефинансовые активы относят затраты на приобретение земельных участков в собственность, объектов природопользования и прочих нефинансовых активов. Затраты на получение объектов природопользования и земельных участков отражаются на основании документов, которые выданы государственными органами по землеустройству и земельным ресурсам в согласии с оплаченными или принятыми к оплате счетам.

Инвестиции на технологические, опытно-конструкторские, научно-исследовательские работы включают расходы, которые связаны с исполнением работ, которые отражаются в бухгалтерском учете, как вложения во внеоборотные активы, по которым получили результаты, которые подлежат правовой охране, но не оформлены в установленном порядке, или по которым получили итоги, не подлежащт правовой охране соответственно с нормами действующего законодательства.

Прочие классификации инвестиций

Инвестиции бюджетные 9

Можно использовать и прочие классификации реальных инвестиций. К примеру, Блех Ю. и Гетце У. советуют реальные инвестиции по критерию (признаку) их причины разграничивать на инвестиции по созданию, дополняющие и текущие.

Инвестиции по созданию вкладывают на открытие нового филиала или предприятия существующего. Текущие инвестиции направляют на капитальный и текущий ремонт и на обновление (замену) оборудования и парка машин. Дополняющие инвестиции направляют на обеспечение безопасности и развитие производства на нынешних производственных площадях предприятия.

Близкой по структуре к данной классификации является классификация пожизненным циклам предприятия. Соответственно с данным признаком выделяют изначальные инвестиции (нетто-инвестиции) — на создание предприятия: экстенсивные — на увеличение существующего предприятия; реинвестиции — на воспроизводство на действующем предприятии основных фондов.

Реальные инвестиции на уровне предприятия возможно также классифицировать по его функциональным областям: сбыт, производство, материально-техническое снабжение и так далее.

Другая классификация, которая используется на данном уровне, усматривает выделение таких групп инвестиций: на модернизацию оборудования, на замену оборудования, на диверсификацию, на увеличение производства и стратегические инвестиции.

Несколько по-другому советуют подразделять инвестиции в реальные активы (куда включены нематериальные активы) Липсиц И.В. И Коссов В.В. По их мнению, необходимо выделять такие группы инвестиций.

Инвестиции в реальные активы

Инвестиции в увеличение эффективности. Их цель — это прежде всего создание условий для уменьшения затрат компании благодаря обучению персонала, замене оборудования или увеличения производственных мощностей в регионы с выгодными условиями производства.

Инвестиции в увеличение производственных мощностей. Задача данного инвестирования — это увеличение возможностей выпуска товаров для сформировавшихся ранее рынков в границах существующих уже производств.

Инвестиции в образование новых производственных мощностей. Данные инвестиции должны обеспечить создание абсолютно новых предприятий, которые выпустят товары, которые ранее не изготавливались фирмой (или обеспечивать оказание нового вида услуг), или давать фирме возможность предпринять попытку выхода с уже выпускавшимися ранее товарами на новые рынки.

Инвестиции для удовлетворения требовании госорганов управления. Данная разновидность инвестиций становится нужной в том случае, когда компания оказывается перед необходимостью удовлетворить требования властей по отношению к экологическим стандартам или безопасности продукции или других условий деятельности, которые нельзя обеспечить за счет лишь усовершенствования менеджмента.

Такая классификация инвестиций строится, учитывая различный уровень риска, который характерен для каждой перечисленной группы.

С точки зрения инвестиционной стратегии предприятия советуется тоже выделять пассивные инвестиции, которые в лучшем случае обеспечивают неухудшение показателей прибыльности вложений. и активные, обеспечивающие увеличение конкурентоспособности предприятия.

Мы коротко рассмотрели бюджетные инвестиции, их классификацию, структуру. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Понравилось это определение бизнес термина? Теперь Вы знаете, что это такое — Инвестиции бюджетные, поделитесь в соц. сетях и расскажите друзьям — это лучшая благодарность нам! Поставьте свою оценку этому описанию бизнес термина, ПРОГОЛОСУЙТЕ за полезность — это анонимно и всем видно.

Источник https://quasa.io/ru/media/chto-takoe-byudzhetnye-investicii-celi-i-poryadok-predostavleniya-gosudarstvennyh-deneg

Источник http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ac6c532ee1f365c6e1ff222f22b3f10587918494/

Источник https://biznes-prost.ru/investicii-byudzhetnye.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *