Понедельник, 6 февраля, 2023

Произведения искусства как инструмент инвестиций

Произведения искусства как инструмент инвестиций

Произведения искусства могут расти в цене и приносить своим вкладчикам прибыль подобно акциям и другим известным нам активам. Например, картина «Спаситель мира», написанная Леонардо Да Винчи в 1499 году, сейчас стоит более $450 млн, а «Алжирские женщины» Пабло Пикассо – почти $180 млн.

Но, в отличие от большинства биржевых инструментов, на которых трейдеры могут спекулировать, произведения искусства – это долгосрочные инвестиции. Возможно, потребуется годы или десятки лет, а может даже и не одно поколение, прежде чем автор обретет популярность, и его работы станут очень востребованными на рынке и, соответственно, дорогими.

Рынок искусства устроен иначе, чем другие рынки, и работает совсем по другим правилам. Например, в отличие от тех же акций, которые могут падать в цене из-за плохих показателей компании, ценность произведений искусства со временем только растет. Это вызвано несколькими факторами:

  • Их количество сильно ограничено. Акции могут выпускаться миллионными тиражами, из-за чего потолок их стоимости ограничен. Произведения искусства же уникальны и находятся обычно в единственном экземпляре. Поэтому одна картина может стоить несколько миллионов. Какие еще активы могут стоить столько денег?
  • Невозможно воспроизвести оригинал. Деньги и акции можно напечатать – это делается просто. Но оригинальное произведение всегда будет только в единственном экземпляре.
  • Произведения искусства служат как украшения или элемент декора. Они могут нести культурную, антропологическую и историческую ценность.
  • Рыночные потрясения не влияют на стоимость работ. Они не коррелируют с другими рынками и не зависят от котировок различных активов даже в периоды кризисов.

Ценность произведений искусства может планомерно расти со временем, поэтому они могут стать отличным инструментом диверсификации для инвесторов. Многое зависит от репутации авторов, спроса на их работы и других факторов, которые влияют на стоимость. Но если вы покупаете работы молодых и подающих надежды авторов, то риски будут невысокими, так как их картины стоят еще недорого и вряд ли сильно упадут в цене.

Однако все же сохраняется риск того, что произведение искусства может обесценится, а инвестор потеряет свои инвестиции. А если оно уже имеет ценность, то инвесторы могут нести расходы на их хранение и обслуживание.

До 2018 года рынок произведений искусства был труднодоступным для большинства пользователей, находящимися далеко за пределами города, в котором проходит выставка или аукцион. Чтобы приобрести интересующую инвестора работу, необходимо было физически присутствовать на мероприятии, а для жителей других стран такая поездка вышла бы дорого.

Но технология блокчейн открыла доступ к рынку искусства для инвесторов со всего мира, которые могут приобрести произведения за цифровые токены. При этом физическое присутствие не требуется, а токены – универсальное платежное средство, которое можно купить в любой точке мира.

В сентябре 2018 года компания Maecenas выставила на торги картину «14 Small Electric Chairs» – это известное произведение американского поп-арт художника Энди Уорхола. Но это был необычный аукцион: впервые произведение искусства продавали на блокчейне. Это привлекло сотни инвесторов, которые ранее не были никак связаны с арт-индустрией. Картина оценивалась в $1,7 млн, но тот факт, что торги проходили на блокчейне, настолько привлекло внимание инвесторов, что оценка поднялась до $5,6 млн.

Блокчейн позволяет токенизировать произведения искусства. Другими словами – преобразовать арт-работу в тысячи или даже миллионы цифровых токенов. При таком подходе легко можно доказать право собственности, поскольку блокчейн хранит все записи о транзакциях, которые практически невозможно изменить или подделать.

Сначала эксперт оценивает произведение искусства, например, картину или скульптуру, и определяет, сколько токенов она будет стоить после того, как в блокчейне появится цифровая запись.

Затем картина преобразуется на блокчейн-платформе в цифровые токены, которые могут приобрести потенциальные покупатели. Причем количество произведений, которые может приобрести покупатель, неограниченно. Таким образом, инвестор может собрать портфель из токенизированных арт-объектов.

Если владелец захочет продать картину, ему достаточно обменять свои цифровые токены на другую криптовалюту или стейблкоин. Причем вместе с токенами право на владение также перейдет другому покупателю. Такую сделку можно провести автоматически с помощью смарт-контракта. Это значит, что покупатель гарантированно получит свои токены после того, как передаст свои средства продавцу арт-объекта.

Если использовать блокчейн и токенизировать произведения искусства, то физическая передача самой работы не требуется – она также может находиться в музее или специальном хранилище, а владелец предмета искусства будет только оплачивать услуги хранения и обслуживания.

Кроме того, с помощью блокчейна легко организовать совместное владение. Если один из владельцев решит отказаться от своей доли, то другим инвесторам достаточно просто выкупить его цифровые активы, и его доля перейдет к ним.

Главное преимущество такого подхода в том, что токенизация права собственности повышает ликвидность произведений искусства и может повысить их ценность, так как на них будет претендовать больше покупателей со всего мира. Сравните разницу: сколько желающих купить вашу картину посетит галерею в небольшом городке, и сколько их может оказаться на онлайн-аукционе с разных уголков мира.

Известная исследовательская компания в 2019 году оценила арт-индустрию в $64,12 млрд. По прогнозам экспертом в следующие годы можно ожидать экспоненциального роста, поскольку блокчейн может повысить ликвидность и объединить инвесторов по всему миру. Кроме того, ранние успехи стимулируют разработчиков развивать блокчейн-платформы, с помощью которых можно будет токенизировать искусство, и интегрировать их, революционизируя этот рынок.

Статья подготовлена при содействии Amir Capital Group — экосистемы инвестиционных продуктов и услуг на блокчейн.

Коллекционные инвестиции: стоит ли их делать?

Заработать на коллекционных предметах и искусстве сложнее, чем внести деньги на депозит и ожидать, пока начислят проценты. Но и доход в удачной ситуации может быть заметно выше. В статье ниже речь пойдет о том, насколько прибыльна эта сфера и каковы риски для инвесторов.

Сколько можно заработать на «коллекционных» инвестициях?

Инвестиции в объекты увлечений — это вложения в уникальные или редкие вещи, а не просто покупка предметов роскоши (например, яхты или частного самолета). Среди «коллекционных» активов наиболее востребованы предметы искусства, редкие ювелирные изделия и авто. Высоким спросом пользуются часы, монеты, особые выпуски спиртных напитков, почтовые марки и многое другое.

Инвестиции в искусство

Эталоном «коллекционных» вложений является живопись. Доходность художественных полотен может достигать сотен и даже тысяч процентов годовых. Старую, но все еще интересную статью про инвестиции в искусство читайте здесь.

Например, стоимость одного из самых дорогих произведений искусства — картины Леонардо да Винчи «Спаситель мира» — за 60 лет возросла в миллионы раз. В 1958 году «Спаситель», на тот момент считавшийся работой ученика да Винчи, ушел на Сотбис за 45 фунтов. В 2017 году «Спасителя мира» выкупил саудовский принц за 450 миллионов долларов.

Читать статью  Что такое внутренняя норма доходности. Объясняем простыми словами

Прибыльность инвестиций в искусство во многом зависит от выбранного направления.

Приобретение работ известных мастеров на аукционах Bonhams, Christie’s, Sotheby’s и т.д. Такие произведения всегда востребованы, но могут стоить сотни тысяч или миллионы рублей. Они потребуют немалых расходов на экспертную оценку, перевозку и хранение.

Как определить таких художников? Готового рецепта нет, а взгляды искусствоведов скорее всего будут различаться примерно так же, как дата грядущего кризиса у различных аналитиков. Так что лучше всего начать разбираться самостоятельно, и ориентироваться как на признанные тренды, так и на собственный вкус.

В отличие от безликих электронных акций в торговом терминале, искусство несет отпечаток человека, эпохи, тепла. Акции нередко продают в панике после падения – падение цены картины, которая нравится, реже беспокоит своего владельца.

Впрочем, у инвестора есть возможность пойти зыбким путем подбора инвестиционного фонда, который специализируется на искусстве. К примеру, это может быть фонд фотографий 100-летней давности, который планирует через десяток лет продать по заметно более дорогой цене. Если фонду это удастся, инвестор, на деньги которого совершалась покупка, будет в прибыли.

Проблема в первую очередь в том, что подобных паевых фондов в России очень мало. Например, к концу 2011 года был сформирован фонд «Собрание. Фотоэффект» под управлением компании «Лидер» – однако уже через год он был ликвидирован. Фактически сейчас действует чуть ли единственный фонд «Атланта Арт», который был сформирован еще в 2010 году. По информации сайта, фонд владеет зарисовками Брюллова и очевидно ждет возрождения интереса к его творчеству. Минимальный взнос в фонд составляет 1 млн. руб., что не сравнить со стандартными ПИФ, БПИФ или ETF на зарубежных биржах.

К проблемам прибавляется то, что фонды художественных ценностей закрытого типа. Это значит, что во-первых ликвидность средств инвестора на протяжении многих лет в них равна или близка к нулю, а сделать вклад можно лишь на стадии формирования ПИФ (правда, паи запущенного фонда могут торговаться на бирже с высоким спредом, и тогда можно купить их там). Кроме того, для инвестора фонд практически является «черным ящиком», а комиссии от неликвидных и потенциально доходных вложений обычно высоки.

Большинство этих минусов стоит отнести и к зарубежным взаимным фондам, которые можно искать по запросу «Art Funds». В их случае актуальная комиссия составляет от 1 до 3% годовых плюс 20% от прибыли. Предлагает инвестировать в «голубые фишки искусства» сайт masterworks.io , указывая за последние 25 лет доходность от инвестиций в арт-объекты в 13.6% годовых:

Доходность инвестиций в искусство наглядно отражает целый ряд специальных индексов. В них входят не только цены на полотна великих мастеров, но показатели инвестиционных фондов.

  • Индекс AMR Art-100 растет на протяжении 25 лет, увеличиваясь в среднем на 8% годовых. Собирается по данным 130 мировых аукционов за последние два года, его график здесь. Публично доступны данные с 2007 года, но по запросу можно запросить их с 1978 г. в течение 50 лет демонстрирует доходность 8-9% годовых. Особенно хороший рост заметен с 1950 до конца века, после чего кривая приняла более горизонтальное направление.

Понятно, что вложиться в индексы выше возможности нет и это лишь барометры цен на искусство. Согласно отчету Artprice, с июня 2020 года по июнь 2021 г. оборот на рынке современного искусства составил $2,7 миллиардов. В общей сложности за этот период было продано более 100 тысяч работ. Около 73% или $2 миллиардов от общего оборота пришлось на живопись, причем почти 2% от общего объема рынка искусства составили продажи невзаимозаменяемых токенов (NFT).

Инвестиции в LEGO и новинки известных дизайнеров

Перспективным направлением коллекционных инвестиций являются редкие игрушки. Это не только антикварные куклы Bru, Steiner или Kammer und Reinhard, но и конструкторы LEGO.

Коллекционные LEGO имеют среднюю доходность до 11% годовых (по данным ВЭШ). Самыми востребованными являются серии Star Wars и Minecraft. Например, экшн-фигурка Дарт Реван за 2014 год выросла в цене с 4 до 30 долларов. Наборы, купленные за 5 долларов в 2014 году, сегодня на Ebay стоят более 70 долларов. Однако не стоит забывать, что такие фигурки могут оказаться подобны акциям роста, когда за ростом следует падение с возвращением к «справедливой» цене.

Еще одной интересной разновидностью коллекционных инвестиций считается коллекционная обувь и одежда. Поступление на прилавки коллекций от известных дизайнеров вызывает ажиотаж, сравнимый с выходом нового iPhone. Люди заранее записываются и стоят в очередях по несколько дней. Некоторые вещи в последствии дорожают в 2-3 раза.

Например, кроссовки Yeezy Boost от Adidas, стоившие около 16 тыс. руб., перепродаются с рук за 30-35 тыс. руб. Но здесь нужно умение выбирать брендовые штучные товары, поскольку одеждой (даже дорогой) завалены почти все страны мира. Кроссовки снашиваются быстро, сегодняшнюю партию сменяет новая — легко ошибиться и прогадать.

Потребители коллекционных товаров

Представители галерей и аукционов отмечают, что частные лица приобретают предметы коллекционирования и искусства чаще, чем банки или корпорации. Среди покупателей растет доля инвесторов, трейдеров, математиков и других далеких от искусства людей. В целом они инвестируют в редкие предметы больше, чем простые ценители и антиквары.

В 2018 году банк Credit Suisse опубликовал исследование об основных тратах и вложениях людей с капиталом от $30 миллионов. Оказалось, что в коллекционные предметы и искусство они вкладывают не более 6% своего состояния. Около 75% капитала богатые люди предпочитают инвестировать в следующие три направления:

  1. ценные бумаги и финансовые активы
  2. коммерческая недвижимость
  3. личный и семейный бизнес

Получается, что долларовые миллионеры предпочитают классические способы приумножения капитала. Они увлекаются коллекционированием и искусством, но не могут себе позволить тратить более 6% дохода на дорогое хобби. И это в целом хороший совет для инвестора с любым капиталом – тем более, что владеть коммерческой недвижимостью под силу и мелкому инвестору при покупке фондов REITs. График ниже показывает, что первую половину XX века (вплоть до 1960 года) искусство в целом не дало его владельцам никакой прибыли, а акции по итогам почти 120 лет обошли все альтернативные варианты:

Риски инвестиций в предметы искусства

Богатые инвесторы могут себе позволить купить дорогое полотно, которое в будущем может упасть в цене – например, после проверки подлинности. Рядовому инвестору, как сказано выше, лучше всего думать о сохранении и приумножении капитала менее доходными, но и менее рискованными способами, основанными на портфельной теории и исторической доходности активов.

Читать статью  Что такое инвестиции в себя и как это работает?

Поэтому важно оценить все недостатки и риски, связанные с вложениями в альтернативные активы.

  • Низкая ликвидность — мало возможностей для продажи по цене, близкой к рыночной. Картину Кандинского или Maybach невозможно перепродать столь же быстро, как акцию первого эшелона. Поиски покупателя могут длиться месяцы, а то и больше;
  • Владельца произведений искусства и коллекционных вещей всегда сопровождают дополнительные расходы: покупатель уплачивает аукциону комиссию от 2% до 10%. При необходимости заказывает экспертизу, реставрацию, специальное оборудование для хранения, поддержания нужной температуры и т.д.;
  • Отсутствие регулярного пассивного дохода — дивидендов, купонных выплат, доходов от бизнеса. Деньги поступают только после продажи коллекционного актива. Собственно, это недостаток любого товарного актива, например золота или фьючерса на нефть;
  • Высокая цена признанных предметов искусства. Картины неизвестных художников стоят значительно дешевле, но продавать их скорее всего придется только из рук в руки. И совсем не факт, что эта продажа через несколько лет покроет даже инфляцию;
  • Высокий риск приобретения подделки. Сегодня подделывают даже модные кроссовки, что говорить о картинах.

На рынке современного искусства огромное количество подделок и копий. Чтобы подтвердить ценность произведения, нередко приходится оплачивать услуги эксперта, а подлинность некоторых картин не могут установить даже профессионалы. Одним из ярких примеров является скандал с подделкой Шишкина.

В 2004 году аукцион Sotheby’s в срочном порядке снял с торгов «Пейзаж с ручьем» И.Шишкина из-за фальшивой подписи художника. Незадолго до торгов картина была проверена экспертами Третьяковской галереи и Сотбис. Стоимость произведения оценили в $1 миллион. Оказалось, что «Пейзаж с ручьем» — это работа кисти голландского художника Андриана Куккука. Как выяснилось, с полотна были удалены изображения ягненка и людей, а подпись Куккука заменена на подпись Шишкина.

Таким образом, планировать вложения в предметы искусства очень сложно: сделка по покупке или продаже может готовиться месяцами. Определение «справедливой» цены очень затруднительно: если некто готов заплатить за картину 100 тысяч, а другой раздумывает над ценой в 1 000, то можно ли считать справедливой ценой среднюю между ними? Доходность таких инвестиций невозможно оценить заранее на любом периоде, в отличие от инвестиционного портфеля, поскольку спрос и динамика развития цены на коллекционные ценности не подчиняется основным законам экономики.

Как формируется цена на предметы искусства?

Цены на произведения искусства складываются не из стоимости краски, холста, труда мастера. Для коллекционеров важен актив, который представляет произведение. Это может быть имя знаменитого художника или бывшего владельца, историческая эпоха или неординарный взгляд.

Над авангардистами начала XX века долго смеялись, в том числе талантливо – читайте произведения Аверченко. Между тем авангардизм жив и сегодня. В фильме «1+1» забавно показано, как бросок краски на холст превращается в шедевр, если автор оказывается в нужной среде. Так что в целом цена формируется непредсказуемо с позиций сегодняшнего дня.

Актив растет в цене, пока эпоха вызывает интерес: проводятся выставки, различные мероприятия, на аукционах продаются аналогичные произведения. Когда мода на эпоху или авторский взгляд проходит, стоимость предмета искусства падает. Иногда такой интерес можно поддерживать и искусственно, формируя соответствующие статьи. Но и траты на серьезные издания соответствующие.

Если давать какой-то общий совет, то он в том, чтобы разбираться и любить искусство. Может быть, увлечение удастся превратить в выгодные инвестиции, но если цель только в заработке, преуспеть трудно. Ведь тут не абстрактные котировки ценных бумаг, а «живой» товар с историей, трудом и обычно душой. От умения разглядеть это и зависит результат коллекционера. Если же речь именно о деньгах, то портфеля из ценных бумаг будет вполне достаточно для разумных цифр будущей доходности.

Как инвестировать в искусство: подробности

Нестабильность фондовых рынков стимулирует инвесторов анализировать альтернативные варианты вложения средств. Согласно сведениям Knight Frank, прибыль от приобретения произведений искусств составила 226% за последние 10 лет. Индексы ARTIMX Painting и ARTIMX Graphics свидетельствуют о 350% доходности, полученной инвесторами в предметы живописи и графики за период 2008— 2014 гг. Почему инвестиции в произведения искусства выгодны и какие есть минусы?

Художник: Юрий Аратовский

Как работают

Осуществление вложений в искусство, иначе говоря, в предмет искусства, происходит, когда инвестор покупает художественные произведения с целью в будущем их перепродать с выгодой. Расчёт прибыли очевиден (разница цены между продажной и покупной) и логичен, ведь при правильном выборе художественное произведение со временем только прибавляет в стоимости, чем и пользуется искушенный инвестор. Произведения искусства составляют весьма немалый пласт предметов: картины, скульптуры, редкие изделия, антиквариат — всё, для чего применимо понятие «художественная ценность». Скупка таких произведений «с молотка» влечет дополнительные затраты:

  • Анализ подлинности изделия. Стоимость услуг специалиста-эксперта зависит от сложности, количества затраченного времени, необходимых документов. Средний ценник составляет $35 за 1 час.
  • Транспортировка к месту назначения. Шедевры искусства требуют предварительной подготовки и упаковки. Расчет услуги производится индивидуально, в зависимости от количества предметов, материала используемой тары, количества специалистов, сложности работы. Непосредственно сама перевозка стоит примерно 8 000 рублей за пределы ТТК. Если операция занимает много времени, подключается дополнительная тарификация. Кроме того, необходимо оплатить погрузочно-разгрузочные работы, такелажные услуги, монтаж предметов, оформление документов на вывоз.
  • Оформление страховки. Требуется дополнительная оценка предмета. Анализ коллекции стоимостью 1 млн потребует затрат $10-15 тыс. При этом сам страховой полис составит менее 1% от страховой суммы.
  • Хранение. Возможно, установка сигнализации или охраны. Расчеты проводятся индивидуально, в зависимости от наличия видеонаблюдения, физической охраны, пожарной сигнализации и пр.

Минимальный срок такого вида вложений составляет 5 лет. При этом нет гарантии, что стоимость приобретения с годами вырастет. К примеру, рынок шедевров изобразительного искусства сильно подвержен веяниям моды. Доказательством является былая популярность русских классиков — Шишкина, Айвазовского. Позднее их место заняли работы импрессионистов — Сезанна, Моне и Ренуара. При этом не исключается вероятность роста популярности малоизвестного художника, что принесет прибыль инвестору или его потомкам.

3 способа инвестировать

По мнению Елены Гуляко, аналитика, партнера Государственного Русского музея, инвестиции в искусство работают и довольно успешно, если не идти на поводу собственного (не всегда сформированного) вкуса, при наличии систематического изучения вопросов «кто», «где», «когда» и «за сколько». Имеются в виду музеи, арт — ярмарки, биеннале, аукционы и премии, в которых участвовал художник. Необходимо ориентироваться на коллекции государственных музеев современного искусства Эрмитажа, Русского музея или избранных частных музеев Людвига и Гуггенхайма.

Другой способ вложения финансов в искусство — приобретение акций организаций, занимающихся деятельностью, связанной с арт-рынком. В число таких компаний входят медиаимперии, аукционные дома, производители оборудования для съемок фильмов, а также кинокорпорации. Многие знаменитые актрисы и модели имеют свой собственный фондовый индикатор.

Третий метод инвестирования заключается в приобретении ПИФов. Примером является «Атланта Арт». Сумма активов закрытого фонда составляет более 130 млн рублей. Для входа в ПИФ придется выложить $33,3 тыс. Другой отечественный фонд — «Собрание ФотоЭффект». Его собственностью являются работы известных фотографов. Минимальный размер инвестиций составляет 500 тыс. рублей.

Читать статью  Как работают вложения в интернете

Эксперты аналитического департамента международной инвестиционной компании CTTIF утверждают, что в кризисные периоды в экономике стандартный набор инвестиционных решений не обеспечивает инвесторам должную степень надёжности (сохранность вложенных средств, возвратность), а уж тем более, привычную доходность за вычетом инфляции. Тогда приходит время альтернативных инвестиций, одна из которых — вложение в предметы искусства. Произведения, имеющие художественную ценность, отодвигают на второй план классические инструменты, сохраняя возможность получить прирост в 30-80% в годовом измерении, а порой и в несколько раз выше. Например, S&P 500 в 2011 году ушел в плюс с показателем 2,7%, тогда как результат индекса Mei Moses All Art Index составил 7,8%. Кроме прибыли, инвестор получает эстетическое наслаждение от владения шедевром искусства.

Порядок действий

Перед вложением средств необходимо оценить инвестиционную ценность предмета. Она определяется следующими характеристиками — оценками: состояние произведения (сохранность), историческая ценность (тем выше цена и, как следствие, стоимость работы), культурная ценность (аналогично с исторической), художественная ценность (оценка профессионалами), аналоги на рынке (обратная взаимосвязь с уникальностью работы). Вторичными факторами являются оценки качества и новаторского стиля работы, участие её в ряде выставок (чем значимее, тем лучше), по возможности — интересная автобиография автора (резюме, портфолио).

Имеет значение биография автора, его известность, а также частота участия в выставках с оценочными заключениями экспертов. Желание инвестировать должно подкрепляться одобрением профессионального галериста с хорошей репутацией. Кроме того, покупатели ценностей должны ориентироваться на статистику индексов крупнейших участников рынка: ArtPrice Global Index, ARTIMX, Mei Moses All Art Index.

Стоимость актива растет пропорционально спросу на него. Ценовые показатели предметов искусства меняются на протяжении более 5-10 лет.

По мнению Максима Аронова, управляющего партнера ГК «Рост.Фонд», ключевая особенность этого способа инвестирования — крайне непрозрачная система оценки актива. В арт-среде на эту тему ходит анекдот: коллекционер спрашивает у арт-дилера: «Сколько стоит картина известного художника Х.?» — на что арт-дилер интересуется: «А мы её покупаем или продаём?» Даже сейчас мы наблюдаем очередной виток крупного спора: российский предприниматель и коллекционер Дмитрий Рыболовлев выставил претензии к аукционному дому «Сотбис» по приобретению топовых активов на сумму $2 млрд, поскольку аукционный дом, согласно его исковому заявлению, способствовал существенному завышению цен на купленные им произведения.

Эксперты аналитического департамента международной инвестиционной компании CTTIF отмечают, что альтернативные инвестиции остаются высокорисковым видом размещения средств, а потому для них справедлива обычная рекомендация в 5-10% капитала, а в идеале — «разбить» портфель по типам предметов искусства («не класть яйца в одну корзину»). Интересна одна зависимость: чем выше цена произведения, тем легче находится покупатель — прямая корреляция стоимости с художественной ценностью. Чем меньше располагаемая для вложения сумма, тем больше необходимо разбираться в известности авторов шедевров, в трендах и ключевых потенциальных покупателях.

Вложение средств в искусство на территории России находится на начальном этапе сравнительно с развитыми странами. Об этом свидетельствует отсутствие законодательной базы направления. Кроме того, отечественные инвесторы охотнее финансируют привычные проекты, несмотря на меньшую доходность. Стоимость шедевра искусства существенно выше, чем покупка ценных бумаг. Цена напрямую влияет на ее спрос. Дорогие предметы искусства имеют высокую художественную ценность, их многие хотят приобрести. Например, стоимость картины Пикассо на аукционе составила рекордные $179,4 млн («Алжирские женщины»). Вкладывать такую сумму в один вид ценных бумаг нецелесообразно — возрастает риск потери всей суммы. А ждать наступления прибыли придется не один год.

Опасайтесь подделок!

С индустрией инвестирования в искусство идёт рука об руку индустрия подделок и значительное количество судебных тяжб. Всё вместе делает арт-рынок крайне непрозрачной средой. И даже несмотря на то, что в области оценки предметов искусства существует целый ряд уважаемых национальных и международных ассоциаций сертифицированных экспертов-оценщиков, проблема всё равно остаётся на повестке дня. Вспомним уголовное дело, заведенное против Елены Баснер, эксперта Государственного Русского музея. Даже профессионалы высокого уровня могут ошибаться. Слабой стороной вложения финансов на покупку шедевров является низкая ликвидность таких предметов. Высокая цена существенно сужает круг покупателей. Без должной профессиональной подготовки или поддержки профессионала легко можно приобрести подделку за большие деньги. Это подтверждает и Максим Аронов, говоря, что когда вкладываешься в недвижимость, ты не можешь проиграть — ты покупаешь актив с определенными ясными характеристиками. А когда покупаешь произведение за подписью эксперта, который утверждает, что это подлинник, а потом против этого эксперта возбуждается уголовное дело не по твоему произведению, в этот момент тебе становится немного не по себе от мысли о том, чем же на самом деле владеешь ты. Елена Гуляко советует следовать рекомендациям ангажированных экспертов. Приобретать, обратившись к экспертам из государственных музеев, старше 55 лет, имеющих опыт «насмотренности», с устоявшейся репутацией и входящих в международные музейные сообщества.

Где приобрести/вложиться

Лучшим способом приобретения является покупка на крупных известных аукционах. Например, Sotheby’s или Christie’s. Площадки предназначены для очень состоятельных покупателей. Инвесторы с меньшим финансовым портфелем осуществляют сделки на интернет-аукционах, в галереях, на показах шедевров и выставках. Лучшим вариантом считается приобретение непосредственно у автора: сокращается размер затрат на продажу с аукциона. Прибыль от вложения будет больше только в случае подлинности предмета, а также при наличии его художественной, исторической и культурной ценности. Для определения этих составляющих требуется либо свой большой опыт, либо поддержка профессионала.

Для тех, кого не привлекает инвестирование средств в современное искусство, доступно вложение в киноплакаты 1930- 50 гг. Стоимость одного составляет порядка 30-40 тыс. рублей. Цена постоянно растет. Другой способ инвестирования — покупка раритетных изданий книг. В настоящее время спрос на них упал — время вложения средств, поскольку в дальнейшем они подорожают. Направление инвествложений в предметы искусства непрерывно растет. Ожидается открытие европейской арт-биржи SplitArt в Люксембурге. Кроме того, на территории Китая планируется появление 30 площадок продажи произведений искусства.

При этом существует ряд препятствий для развития арт-инвестиций: ликвидность, риски, а также объективность экспертизы и оценки шедевров. По этой причине многие аналитики предлагают инвесторам осуществить арт-вложения как один из видов хобби или развлечения. По мнению Максима Аронова, если говорить об инвестициях в целом, всегда нужно делить портфель — что-то в акции, что-то в недвижимость, что-то в золото и какую-то часть — в произведения искусства. Например, не более 15 % инвестиционного портфеля.

Источник https://vc.ru/finance/179696-proizvedeniya-iskusstva-kak-instrument-investiciy

Источник https://investprofit.info/collectible-investments/

Источник https://www.if24.ru/kak-investirovat-v-iskusstvo/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *