Правовой статус субъектов инвестиционной деятельности: теория и практика
Дореволюционные ученые рассматривали понятие «субъект» применительно к юридическому отношению в двояком смысле: с активной стороны — как носителя права и с пассивной стороны — как носителя обязанности (Г.Ф. Шершеневич). Е.Н. Трубецкой отмечал, что юридическое качество или свойство быть субъектом права и правоотношения не составляет естественного свойства человека, а есть создание объективного права. В суждениях современных ученых по поводу субъектов отмечается некоторая преемственность во взглядах. Например, указывается, что только государство определяет, кто и при каких условиях может быть субъектом, и какими качествами он должен обладать, а попытки закрепления в некоторых конституционных документах положениях, вытекающих из нормы естественного права о том, что качества объекта права как носителя мировых прав и свобод человек приобретает естественным путем, то есть они принадлежат каждому от рождения, в практическом плане является не более чем весьма привлекательной красивой декларацией.
Субъектами инвестиционной деятельности выступают инвестор, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности и др. Субъектами могут быть юридические и физические лица, иностранные и отечественные, индивидуальные, коллективные и институциональные инвесторы, инвестиционные институты, профессиональные участники рынка ценных бумаг, другие государства, а также международные организации. Инвесторы могут быть государственными и частными, индивидуальными и коллективными. Существуют также следующие типы инвесторов: консервативный, агрессивный и умеренный.
В советской юридической литературе отмечалась неудачность термина «физические лица», создающего впечатление, будто индивид становится субъектом права не в силу его общественных качеств, не потому что он — представитель определенного класса или член общества, а в силу его естественных свойств как психофизиологической особи (эта точка зрения была высказана С.Н. Братусем и поддержана О.С. Иоффе) [1, c. 24]. От использования термина «физические лица» отказался и законодатель: в советском гражданском законодательстве был предусмотрен термин «гражданин» (например, ст. 8 Основ гражданского законодательства Союза ССР, ст. 9 Гражданского кодекса Казахской ССР). В Гражданском кодексе РК есть специальная статья с названием «Физические лица», в которой установлено, что под физическим лицом понимаются граждане РК, граждане других государств, а также лица без гражданства (ст. 12 ГК РК). Гражданский кодекс РФ не содержит аналогичной статьи, однако М.Г. Масевич, комментируя ст. 17, отмечает, что хотя данная статья называется «Правоспособность гражданина», она имеет в виду не только граждан РФ, но и других физических лиц, включая иностранцев, лиц без гражданства.
Основное свойство субъекта инвестиционного права юридическая способность к самостоятельным правовым действиям, включая право заключать инвестиционные договоры, нести ответственность за свои поступки. Поскольку физические и юридические лица находятся под властью и юрисдикцией государства, то и их статус определяется органами государства. Однако при этом любой субъект инвестиционного права выступает как носитель установленных нормами инвестиционного права прав и обязанностей, следовательно, с понятием субъекта права связана характеристика его правосубъектности.
Инвестиционная правосубъектность как особое юридическое свойство есть качественная мера характеристики субъекта. Количественная мера это совокупность прав и обязанностей. Иначе говоря, правосубъектность воплощается в совокупности прав и обязанностей. Права и обязанности субъектов инвестиционного права неоднородны.
Действительно, права иностранного инвестора не совпадают с объемом прав национального инвестора. Различен у них и объем правоспособности. Также неодинаковы и основания возникновения правоспособности. Для российских инвесторов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, необходимо обязательно пройти процедуру регистрации в органах налоговой службы, и только после этого они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, носящую инвестиционный характер. В то же время в соответствии с требованиями Закона об иностранных инвестициях установлены специфические правила для иностранных инвесторов [2, c. 154].
Далее инвестор. Под инвесторами следует понимать субъектов инвестиционного права, осуществляющих вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и их целевое использование.
Инвесторы, вкладывающие собственные средства и присваивающие результаты инвестиционной деятельности, называются индивидуальными инвесторами. Индивидуальные инвесторы, как правило, преследуют собственные цели, но, кроме того, решают задачи социально экономического характера. Индивидуальными инвесторами могут быть физические или юридические лица, объединения физических или юридических лиц, органы государственного и местного самоуправления.
Инвесторы, осуществляющие свою деятельность за счет средств других физических и юридических лиц в целях владельцев средств и распределяющие результаты инвестирования между собственниками, называются институциональными инвесторами. Институциональный инвестор
- это финансовый посредник, аккумулирующий средства индивидуальных инвесторов и осуществляющий инвестиционную деятельность от своего лица. К ним относятся: банки, инвестиционные компании и фонды, пенсионные фонды, страховые компании. Инвесторы наделены следующими правами:
- самостоятельно определять объем, направление и требуемую эффективность инвестиций;
- по своему усмотрению на договорной основе привлекать других физических и юридических лиц, необходимых ему для реализации инвестиций; владеть, пользоваться и распоряжаться объектами инвестирования;
- передавать права на осуществление инвестиций и их результаты другим физическим и юридическим лицам, а также органам государственной власти и местного самоуправления;
- осуществлять контроль за целевым использованием средств;
- объединять собственные и привлеченные средства со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений;
- осуществлять другие права, предусмотренные договором или государственным контрактом.
Инвестор может выступать в роли заказчика, кредитора, покупателя (строительной продукции, ценных бумаг и других объектов), а также выполнять функции застройщика
Заказчик. В инвестиционном процессе участвуют и заказчики, которыми могут быть инвесторы, а также любые иные физические и юридические лица, уполномоченные инвестором (инвесторами) осуществлять реализацию инвестиционного проекта, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую и иную деятельность других участников инвестиционного проекта, если иное не предусмотрено договором (контрактом) между ними.
В случае, если заказчик не является инвестором, он наделяется правами владения, пользования и распоряжения на период в пределах полномочий, установленных указанным договором, и в соответствии с действующим законодательством. Пользователями объектов инвестиционной деятельности могут быть инвесторы, а также другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которых создается объект инвестиционной деятельности [3, c. 20-23].
Инвестор, как главная фигура инвестиционного проекта, обладает правом самостоятельно определять объемы, характер и эффективность инвестиций; контролировать их целевое использование; владеть, пользоваться и распоряжаться результатами инвестиций (кроме случаев, оговоренных в законодательстве); передачи части полномочий другим организациям [4, c. 34]. Государственное урегулирование инвестиционной деятельности, проведение инвестиционной политики, направленной на социально-экономическое и научнотехническое развитие Республики Казахстан, обеспечивается государственными органами РК, субъекты в пределах их компетенции и осуществляется:
- в соответствии с государственными инвестиционными программами;
- прямым управлением государственными инвестициями;
- введением системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот;
- предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;
- проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;
- в соответствии с установленными законодательством, действующим на территории Республики Казахстан, условиями пользования землей и другими природными ресурсами; антимонопольными мерами, приватизацией объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства;
- экспертизой инвестиционных проектов
Государство в лице своих органов также может вступать в инвестиционные отношения. Однако государство находится в несколько ином положении, чем другие субъекты правовых отношений, а его правосубъектность имеет существенные особенности, по сравнению с правосубъектностью других субъектов права, так как именно государство законодательно закрепляет основания и порядок осуществления инвестиционной деятельности, определяет объем правомочий инвесторов и устанавливает для них определенные обязанности. Если в условиях экономики закрытого типа государство является единственным и нераздельным собственником и потому не может быть поставлено в один ряд с остальными субъектами права, то в условиях рынка государство становится таким же субъектом, как и другие участники рыночных отношений. Следовательно, государственное регулирование инвестиционных отношений должно быть направлено на создание оптимальных и наиболее приемлемых условий для функционирования законов рынка. Нарушение объективных рыночных законов может привести к негативным последствиям, поэтому экономическая политика в целом и инвестиционная политика в частности должны основываться на основных принципах открытой экономики, учитывать объективные закономерности и соответствовать современным требованиям развития общества.
В современных условиях государство, будучи основным и безусловным субъектом публично-правовых отношений, может участвовать и в частноправовых отношениях. Гражданским законодательством устанавливается, что государство выступает в гражданско-правовых (частноправовых) отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений. Но законодательное закрепление равенства государства и других участников частноправовых отношений не означает полного отказа Республики Казахстан от своего иммунитета, поэтому среди субъектов инвестиционных отношений государство занимает особое место.
Ранее только в отношении национальных инвесторов в специальном законодательстве не было практически ни одной нормы, посвященной их правовому статусу. Хотя, конечно, предполагалось, что они обладают всем комплексом прав, закрепленных в Конституции РК, в законодательных и подзаконных актах, а также обязаны соблюдать установленные ими правовые нормы. Иностранным инвесторам наряду с признанием их равных прав с национальными инвесторами предоставлялись дополнительные гарантии осуществления ими своей деятельности, в том числе гарантии от изменения законодательства,
от экспроприации, от незаконных действий государственных органов и должностных лиц, гарантии использования доходов, использования собственных валютных средств, гарантии при государственной проверке (гл. 2 Закона об иностранных инвестициях). Относительно установления национального режима иностранным инвестициям следует сказать, что в юридической литературе не всегда однозначно это воспринимается как позитивный момент.
Инвестиционным законодательством РК закреплялось особое правовое положение так называемых утвержденных инвесторов (инвесторов, заключивших контракт с Комитетом по инвестициям на осуществление прямых инвестиций в приоритетных секторах экономики), которым предоставлялись законодательные гарантии обеспечения осуществления ими инвестиционной деятельности. Согласно утратившему силу закону о государственной поддержке прямых инвестиций, предоставлялись существенные гарантии со стороны Республики Казахстан, в том числе, защита от изменений и дополнений законодательства РК и гласность в деятельности, связанной с реализацией инвестиционного проекта. Аналогичные положения содержались в специальных нормативных актах, устанавливавших особенности правового статуса утвержденных инвесторов, осуществляющих деятельность в приоритетных секторах экономики, в частности, инвесторов, вкладывающих средства в развитие сельского хозяйства. Следует оговориться, что все эти гарантии могли предоставляться как национальным, так и иностранным инвесторам. Однако для иностранных инвестиций в приоритетных секторах экономики и социальной сферы могли устанавливаться дополнительные льготы.
В настоящее время, несмотря на уравнивание в правовом положении иностранных и национальных инвесторов, определенные различия остаются. Тем более, что эти различия обусловлены изначально не правовым режимом инвестиций, а принадлежностью их национальному или иностранному инвестору. Иными словами, есть и будут различия между иностранной частной собственностью и частной собственностью физических и юридических лиц РК. И если ранее законодательством об иностранных инвестициях для иностранных инвестиций устанавливался помимо национального режима и режим наибольшего благоприятствования, то новым инвестиционным законом устанавливается единый национальный режим. Тут следует учитывать следующее: законодательство РК основано на принципе ограниченного иммунитета (доктрина ограниченного суверенитета предполагает, что при совершении акта властвования государство пользуется иммунитетом, а если речь идет о действии государства в качестве частного лица, иммунитет не предоставляется), поэтому государство гарантирует сохранение льгот для иностранных инвестиций по контрактам о предоставлении инвестиционных преференций, заключенным до введения в действие Закона РК об инвестициях, до истечения срока, установленного в этих контрактах.
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Субъект инвестиционного права – лицо, осуществляющее инвестиционную деятельность и являющееся носителем определенного объема прав и обязанностей, правоспособность и дееспособность которого определяется на основе норм инвестиционного законодательства, которое обладает юридической способностью осуществлять права и исполнять юридические обязанности в определенных сферах инвестирования в объекты, разрешенные действующим законодательством.
Основное свойство субъекта инвестиционного права юридическая способность к самостоятельным правовым действиям, включая право заключать инвестиционные договоры, нести ответственность за свои поступки. Поскольку физические и юридические лица находятся под властью и юрисдикцией государства, то и их статус определяется органами государства. Однако при этом любой субъект инвестиционного права выступает как носитель установленных нормами инвестиционного права прав и обязанностей, следовательно, с понятием субъекта права связана характеристика его правосубъектности.
Инвестиционная правосубъектность как особое юридическое свойство есть качественная мера характеристики субъекта. Количественная мера это совокупность прав и обязанностей. Иначе говоря, правосубъектность воплощается в совокупности прав и обязанностей. Права и обязанности субъектов инвестиционного права неоднородны.
3. Права, обязанности и ответственность субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений
· передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления;
· осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения;
· объединение собственных, заемных и привлеченных средств со средствами других инвесторов с целью совместного осуществления капитальных вложений на основании договора и в соответствии с законодательством.
Кроме этого, каждый инвестор имеет право собственности, т.е. право владения, пользования и распоряжения объектами капитальных вложений и результатами реализованных капитальных вложений, а также другие права, предусмотренные договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством.
К обязанностям субъектов инвестиционной деятельности относятся:
· осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также с утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами);
· исполнять требования, предъявляемые государственными органами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства Российской Федерации;
· использовать средства, направляемые на капитальные вложения, по их целевому назначению.
Ответственность субъектов инвестиционной деятельности устанавливается на основе закона и договора между субъектами — отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Условия договоров и (или) государственных контрактов, заключенных между субъектами инвестиционной деятельности, сохраняют свою силу на весь срок их действия, за исключением случаев, предусмотренных фе-деральными законами.
В случае нарушения требований законодательства РФ, условий договора и (или) государственного контракта субъекты инвестиционной деятельности несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. Споры, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений, разрешаются в порядке, установленном законодательством РФ, международными договорами Российской Федерации.
Капитальные вложения являются одной из форм инвестиций, направленных, в основном, на воспроизводство производственных мощностей, возведение сооружений производственного назначения и объектов непроизводственной сферы.
Объектами капитальных вложений являются вложения, находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Один из важных целевых объектов капитальных вложений — предприятие, на котором проводится реконструкция, совершенствование производства на базе использования достижений науки и техники, опыта передовых производств. При реконструкции предприятий ставятся конкретные задачи: увеличение производительности; повышение качества продукции; снижение затрат труда, материальных и энергетических ресурсов; улучшение условий труда, охраны окружающей среды; создание условий для выпуска новой продукции и другое.
Пользователи объектов капитальных вложений — физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы.
Субъекты инвестиционной деятельности, их права и обязанности.
Инвестиционная деятельность– это вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
В процессе инвестиционной деятельности предприятия находят необходимые инвестиционные ресурсы, выбирают эффективные объекты (инструменты) инвестирования, формируют сбалансированную инвестиционную программу и инвестиционные портфели и обеспечивают их реализацию.
Инвестиционная деятельность предприятий характеризуется следующими чертами:
— обеспечивает рост операционной деятельности предприятия путем возрастания операционных доходов и снижения удельных операционных затрат;
— формы и методы инвестиционной деятельности в меньшей степени зависят от отраслевых особенностей предприятия, чем операционная деятельность;
— объемы инвестиционной деятельности предприятий характеризуются неравномерностью по отдельным периодам, что связано с необходимостью накопления финансовых ресурсов и использования благоприятных внешних экономических условий;
— инвестиционная прибыль и иные формы эффекта формируются со значительным запаздыванием, так как между затратами инвестиционных ресурсов и получением эффекта проходит определенный период времени;
— в процессе инвестиционной деятельности формируются самостоятельные виды потоков денежных средств;
— инвестиционной деятельности присущи особые виды рисков, называемые инвестиционными, уровень которых превышает уровень операционных рисков.
Инвестиционная деятельность, как одна из разновидностей предпринимательской деятельности, естественным образом включает в себя необходимость удовлетворения как частных, так и публичных (общественных) интересов. Поэтому в условиях рыночной экономики прерогативой государства являются создание условий для успешного проведения инвестиционной деятельности предприятиями всех организационно-правовых форм собственности, а также защита интересов инвесторов.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности можно рассматривать как реализацию установленных в законодательном порядке методов и форм как административного, так и экономического характера уполномоченными органами, направленное на осуществление инвестиционной политики страны. В настоящее время особое значение приобретает необходимость становления такой нормативной базы, посредством которой регулирование инвестиционной деятельности позволит:
а) в полной мере удовлетворить как частные, так и публичные интересы;
б) поддерживать баланс государственных и частных интересов;
в) улучшить общий инвестиционный климат страны.
Основным законодательным актом, регулирующим инвестиционную деятельность в Российской Федерации, являются Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее — Закон № 39-ФЗ).
Субъекты инвестиционной деятельности, их права и обязанности.
Закон № 39-ФЗ определяет организацию экономических отношений в процессе осуществления капитальных вложений между различными участниками этого процесса, которые называются субъектами инвестиционной деятельности. В соответствии с данным Законом (ст. 4) в инвестиционной деятельности принимают участие следующие субъекты: инвесторы; заказчики; подрядчики; пользователи объектов капитальных вложений. Охарактеризуем этих участников.
Инвесторы – это физические и юридические лица, принимающие решение и вкладывающие собственные, привлеченные или заемные средства в объекты инвестиционной деятельности. Инвесторами могут быть юридические лица любой организационно-правовой формы. Допускается объединение средств инвесторами для осуществления совместного инвестирования.
Заказчики – любые физические и юридические лица, уполномоченные инвесторами осуществлять реализацию инвестиционного проекта, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую или иную деятельность инвестора. Заказчиками могут быть и инвесторы. Заказчик осуществляет эти функции за счет средств, которыми его наделяет инвестор.
Подрядчик– это физическое или юридическое лицо, выполняющее работы по договору подряда или государственному контракту, которые заключаются с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Подрядчик обязан иметь лицензию на осуществление данной деятельности.
Пользователями объектов капитальных вложениймогут быть инвесторы, а также другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которых создается объект инвестиционной деятельности. Если пользователь объекта не является инвестором, то взаимоотношения между ними строятся на договорной основе.
Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух или нескольких участников.
Перечисленные участники инвестиционной деятельности – инвесторы, заказчики, подрядчики и пользователи объектов капитальных вложений – являются основными участниками инвестиционного процесса. Кроме них в инвестиционной деятельности принимают участие другие субъекты, которые обслуживают процесс осуществления капитальных вложений. К таким второстепенным организациям относятся коммерческие банки, если они не являются инвесторами и кредиторами, а только осуществляют расчеты по поручению заказчика или инвестора, а также страховые, консалтинговые фирмы, посредники, поставщики и др.
Наибольший интерес среди субъектов инвестиционной деятельности для нас представляют инвесторы. Инвесторы классифицируются по следующим признакам:
1. По направлениям основной эксплуатационной деятельности– индивидуальные и институциональные инвесторы. В роли индивидуальных инвесторов выступают физические лица, а институциональных – юридические лица (например, финансовые посредники).
2. По целям инвестированиявыделяют стратегических и портфельных инвесторов.
Первые из них ставят цель приобрести контрольный пакет акций компании или большую долю в ее уставном капитале для осуществления реального управления фирмой. Они также осуществляют стратегию слияния и поглощения других компаний. Портфельные же инвесторы вкладывают свой капитал в различные финансовые инструменты с целью получения высокого текущего дохода или прироста капитала в будущем.
3. По принадлежности к резидентамвыделяют отечественных и иностранных инвесторов. В роли последних могут выступать иностранные физические и юридические лица, государства и международные финансово-кредитные организации (Мировой Банк, Европейский Банк реконструкции и развития и т. д.).
Инвесторы наделены следующими правами (согласно ст. 6 Закона № 39-ФЗ):
— самостоятельно определять объем, направление и требуемую эффективность инвестиций;
— по своему усмотрению на договорной основе привлекать других физических и юридических лиц, необходимых ему для реализации инвестиций;
— владеть, пользоваться и распоряжаться объектами инвестирования;
— передавать права на осуществление инвестиций и их результаты другим физическим и юридическим лицам, а также органам государственной власти и местного самоуправления;
— осуществлять контроль за целевым использованием средств;
— объединять собственные и привлеченные средства со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений;
— осуществлять другие права, предусмотренные договором или государственным контрактом.
Все участники инвестиционной деятельности обязаны (согласно ст. 7 Закона № 39-ФЗ):
— осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законами и правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также утвержденными стандартами, нормами и правилами;
— исполнять требования, предъявляемые государственными органами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства Российской Федерации;
— использовать средства, направляемые на капитальные вложения, по целевому назначению.
Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечают требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других норм, установленных законодательством Российской Федерации, или наносят ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства.
Источник https://articlekz.com/article/32336
Источник https://studfile.net/preview/1811143/page:3/
Источник https://studopedia.ru/25_85694_sub-ekti-investitsionnoy-deyatelnosti-ih-prava-i-obyazannosti.html