Пятница, 9 июня, 2023

20 крупнейших инвестиционных проектов Дальнего Востока, находящихся в стадии реализации в 2021 году

Дальнему Востоку до 2025 года нужно 11,5 трлн рублей инвестиций

Подъем Дальнего Востока объявлен приоритетом на XXI в., добиться этого, по задумке правительства, должна помочь Национальная программа развития Дальнего Востока до 2025 г. и на перспективу до 2035 г. «Ведомости» ознакомились с ее содержанием. «Такой документ для отдельного региона появляется впервые, по сути он должен определить, чем будет жить Дальний Восток в ближайшие годы», – сообщил «Ведомостям» через представителя министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов.

Накопившиеся проблемы

«Отставания по всем сферам на Дальнем Востоке копились десятилетиями, поколения уже выросли в условиях, когда не строятся новые дома, спортивные комплексы и дома культуры, дороги, ветшают больницы», – признает Козлов.

Одна из самых больших проблем – уменьшение населения. За 27 лет оно сократилось в 1,3 раза – с 10,5 млн человек в 1991 г. до 8,1 млн в 2019 г. В последнее время отток снижается (в среднем население сокращается на 0,3–0,5% в год), но это остается ключевым фактором, сдерживающим ускорение развития макрорегиона, признают авторы программы. В первую очередь это создает дефицит рабочей силы. Запланированные инвестпроекты создадут более 130 000 новых рабочих мест и вскоре столкнутся с острой нехваткой квалифицированных кадров.

Люди хотят уехать из-за дороговизны жизни (30%), низкого развития инфраструктуры (28%), небольших доходов (23%), неблагоприятного климата (23%), некомфортной среды (19%), недостаточных возможностей для образования детей (18%) и самореализации (17%), а также сложностей с приобретением жилья (13%), показал социологический опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения.

Ожидаемая продолжительность жизни на Дальнем Востоке ниже, чем в среднем в России (70 лет вместо 73). При этом высокая смертность в трудоспособном возрасте – 589 случаев на 100 000 человек (в России – 486 случаев на 100 000). Охват профилактическими медосмотрами и диспансеризацией тоже ниже среднероссийского, выше доля медицинских организаций в неудовлетворительном состоянии, с изношенным оборудованием.

Раньше эти проблемы компенсировались более высокими зарплатами на Дальнем Востоке, но за последние годы и это преимущество регион почти утратил. Если в 1995 г. среднедушевые номинальные денежные доходы превышали среднероссийский уровень на 23,9%, то в 2018 г. – только на 10%. В то же время Дальний Восток – самый дорогой регион для жизни: здесь более высокие платежи за коммунальные услуги, транспорт, продукты питания, одежду. Рост потребительских цен на Дальнем Востоке традиционно выше среднероссийского в силу дефицита продовольствия и товаров массового потребления местного производства. Это оборачивается снижением реальных доходов населения, доля жителей с доходами ниже прожиточного минимума более высокая.

Здесь хуже развита транспортная, социальная и коммунальная и инфраструктура. Плотность автомобильных дорог в 5 раз ниже среднероссийского уровня (11,9 км на 1000 кв. км). На 1000 дошкольников – 667 мест в детсадах. И даже оптоволоконные линии связи в 63% населенных пунктов отсутствуют (в том числе в Анадыре), из-за чего цены на интернет выше.

Развитие бизнеса тормозят высокие тарифы на транспорт: доля транспортных издержек в ВРП региона вдвое выше, чем в среднем по России.

Что уже делается

Новейшая история дальневосточного региона РФ началась с 2013 г., вспоминает руководитель дальневосточной практики KPMG Ольга Сурикова. С тех пор для разворота на восток и создания привлекательных условий инвестирования было принято более 39 новых федеральных законов и более 170 нормативно-правовых актов правительства, которые гарантируют долговременность этих условий на весь срок реализации проектов, говорит она.

С 2015 г. для инвесторов на Дальнем Востоке появились территории опережающего развития (ТОР) и свободный порт Владивосток (СПВ). Резиденты таких зон получают льготы взамен на инвестиции. С момента появления ТОРов в регион пришло почти 284 млрд руб. частных инвестиций, по данным Минвостокразвития. В порту зарегистрировано еще 1252 резидента, их инвестиции – почти 640 млрд руб., рассказал представитель министерства. В 2018 г. на Дальний Восток пришлось почти 8% всех инвестиций в основной капитал, следует из данных Росстата. Для сравнения, до введения спецрежимов в 2014 г. было 6%.

За 2021–2025 гг. власти планируют потратить на развитие ТОРов 111,2 млрд руб. Но бюджетные деньги не осваиваются, а строительство инфраструктуры отстает от плана, писала Счетная палата в 2017 г. Государство тратит достаточно большие деньги на поддержку резидентов, говорил ранее замминистра финансов Илья Трунин: только по ТОРам за 2018 г. бюджеты недополучили около 2 млрд руб.

При этом регион остается недоинвестированным. Для развития хотя бы части инвестиционного потенциала Дальнего Востока к 2019 г. в инфраструктуру нужно вложить около 900 млрд руб., оценивали аналитики InfraOne, к 2025 г. дополнительно потребуется еще минимум 1 трлн руб.

Цели новой программы

Перед Дальним Востоком стоит цель – достичь темпов экономического роста на 6% в год, как у ведущих развивающихся экономик Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Об этом на прошлом Восточном экономическом форуме (ВЭФ) заявил президент Владимир Путин.

Пока такие высокие темпы роста ВРП – 5-6% в год – были в 2010-2011 гг., благодаря масштабным государственным инвестициям в инфраструктуру для подготовки саммита АТЭС 2012 г. Но затем в 2012–2017 гг. ВРП Дальнего Востока не изменился, т. е. в реальном выражении остался на уровне 2011 г. из-за падения инвестиций (-38%).

Вывести экономику на рост в 6% в год в 2019–2025 гг. можно только за счет значительного привлечения частных инвестиций в новые производства с высокой добавленной стоимостью, модернизацию предприятий обрабатывающей промышленности, транспортный и строительный комплекс, а также роста государственных инвестиций в магистральную, трансграничную, обеспечивающую и социальную инфраструктуру. Кроме того, нужно наращивать несырьевой экспорт и повышать производительность труда, пишут авторы программы. Они ставят цель привлечь за это время 11,5 трлн руб. инвестиций (в 2012–2018 гг. поступило 7 трлн руб.), увеличив их уровень в ВРП с 30% до 45–50%.

Такой приток, по расчетам чиновников, могут обеспечить нефтегазохимия, добыча полезных ископаемых, лесная и рыбная промышленность, сельское хозяйство, транспорт и логистика, авиа- и судостроение, туризм. Развитию этих секторов мешает целый ряд административных барьеров, которые планируют снять.

На реализацию всех мероприятий нужны миллиарды, признает Козлов, но сумму не называет. Деньги также понадобятся на софинансирование проектов государственно-частного партнерства (ГЧП). Проект Национальной программы на V Восточном экономическом форуме будет представлен президенту, отметил представитель министерства, в каком виде он будет подписан, решит глава государства. Возможно, не все войдет в нацпрограмму, вопросов на Дальнем Востоке столько, что разом их охватить очень сложно для бюджета страны, отмечает Козлов: «Но мы надеемся, что большинство пунктов, предложенных нами в национальной программе, будут приняты».

Налоговые льготы для инвесторов

Привлечь инвесторов Дальний Восток старается преференциальными режимами, которые должны быть не хуже, чем в других странах АТР. Так и было во время введения режимов ТОР и СПВ. Но страны АТР не стоят на месте, и российские режимы начинают уступать конкурентам.

Поэтому с 2021 г. по программе будет введена новая система налоговых льгот для резидентов ТОР и СПВ. Сейчас резиденты не платят налог на прибыль первые пять лет, а затем ставка вырастает до 12%; новая программа предлагает налог 7%, который нужно будет выплачивать с первого года. Изменения позволят регионам сразу начать получать налоговые доходы от реализации инвестпроектов, а бизнес будет платить фиксированный налог в течение всего проекта, что сделает экономику компаний более предсказуемой и эффективной, пояснял ранее Козлов.

Также инвесторам будут предложены льготный коэффициент к налогу на добычу полезных ископаемых – 0,3 на весь срок инвестпроекта, нулевая ставка налога на имущество организаций в течение пяти лет с налогового периода, в котором соответствующее имущество поставлено на баланс, и такая же схема для земельного налога. Индивидуальные предприниматели и организации, получившие статус резидента ТОР или СПВ до 2021 г., смогут добровольно перейти на новую систему налоговых льгот.

Кроме того, государство предлагает субсидировать процентную ставку по банковским гарантиям для ускоренного возмещения НДС при экспорте продукции резидентами ТОР и СПВ.

Для повышения инвестиционной привлекательности обрабатывающей промышленности предлагается ввести вычет для инвестиций в модернизацию действующего обрабатывающего предприятия. Он будет вычисляться как разница между наибольшим налоговым потоком (из налога на прибыль, налога на имущество организации и земельного налога), уплаченным в течение трех лет до модернизации производства, и потоком после модернизации.

Дальневосточный федеральный округ уже сейчас вполне конкурентоспособен по фискальным условиям, требуется скорее тонкая донастройка действующего режима, чтобы убрать барьеры для некоторых категорий проектов, считает Сурикова. Безусловно, налоговые каникулы на старте позволяют обеспечить «быстрые победы», но, как показывает международная практика, это недостаточный фактор для принятия инвестиционного решения, замечает она.

Читать статью  Что такое Форекс: развод или возможность очень хорошо зарабатывать?

Территория концептуально проигрывает по трем основным направлениям, полагает эксперт KPMG: уровень развития инфраструктуры, доступность дешевых денег и наличие человеческих ресурсов.

На Дальнем Востоке с 2015 г. действует субсидирование частных вложений в инфраструктуру, необходимую для запуска новых производств. За счет его уже привлечено 234 млрд руб., а бюджетных денег выделено 32,5 млрд руб. С 2019 г. механизм распространен на всю Россию, а на Дальнем Востоке программа предлагает понизить минимальный порог частных инвестиций в проекты, которые могут претендовать на получение субсидии, с 1 млрд руб. до 300 млн, а перечень объектов – дополнить лесной инфраструктурой.

Программа предлагает и новые меры поддержки инвестиций в инфраструктуру – целевые налоговые льготы на сумму инвестиций. Инвесторы, самостоятельно построившие необходимые для предприятия объекты инфраструктуры, будут получать льготы по налогу на прибыль, налогу на добычу полезных ископаемых, земельному налогу и налогу на имущество организаций до тех пор, пока полностью не вернут осуществленные вложения. Соответствующий механизм должен заработать в 2020 г., говорится в проекте программы. Это важная новация, считает вице-президент ООО УК «Полюс» Сергей Журавлев: большинство золоторудных месторождений находятся на отдаленных и труднодоступных участках: без дорог, без линий электропередачи, компаниям зачастую проще и быстрее их построить самостоятельно, чем ждать, пока это сделает государство. Сейчас такие затраты могут быть компенсированы за счет бюджетных субсидий, лимиты которых ограниченны. Компенсация стоимости объектов инфраструктуры за счет налоговых льгот – это более прогрессивный механизм, который ко всему прочему уменьшает нагрузку на госбюджет и будет лучше воспринят бизнесом, объясняет Журавлев.

Дальневосточные дороги

Транспортный каркас экономики Дальнего Востока – Транссиб и БАМ – к 2020 г. уже должны увеличить провозную способность до 120 млн т в год (на 66,8 млн т больше по сравнению с уровнем 2012 г.), а к 2025 г. – до 210 млн. Модернизация входит в Комплексный план модернизации инфраструктуры.

Одновременно будет развиваться Северный морской путь, который ускорит транзит контейнерных грузов между портами Северо-Восточной Азии и Северной Европы. Для него планируют построить сверхмощный атомный ледокол «Лидер», порты-убежища и другую инфраструктуру.

В программу вошел и железнодорожный мост на Сахалин (линия Селихино – Ныш с переходом через пролив Невельского), который планируют строить по проекту ГЧП. Чтобы обеспечить загрузку этой железнодорожной линии, на Сахалине планируют создать новые портовые мощности.

Из автомобильных дорог в программе – мост через реку Лена в Якутии. Он должен быть построен до 2025 г. по концессии. Также до 2020 г. должна быть окончательно согласована схема развития инфраструктуры международных транспортных коридоров до Китая и определены механизмы ее финансирования.

Связь с Китаем также должны обеспечить два моста через реку Амур – железнодорожный переход Нижнеленинское – Тунцзян в Еврейской автономной области протяженностью 2,2 км и автомобильный переход Благовещенск – Хэйхэ протяженностью 1,3 км. Около них с российской стороны планируют сделать площадки транспортно-логистических комплексов и туристические объекты.

В самом Владивостоке достроят кольцевую автодорогу. Первый участок – дорога с мостом ул. Казанская – о. Елены – о. Русский. В Чукотском автономном округе хотят построить дорогу к одному из крупнейших в мире медно-порфировых месторождений – Баимскому (Колыма – Омсукчан – Омолон – Анадырь и подъезд к г. Билибино).

Чтобы остановить отток населения, чиновники намерены улучшить транспортную доступность: отремонтировать дороги (чтобы нормативам соответствовало 50,9% дорог) и построить новые (к 133 населенным пунктам), поддержать малую авиацию, построить и отремонтировать взлетно-посадочные полосы (80% должно соответствовать нормативам), субсидировать магистральные, региональные и местные пассажирские авиаперевозки до 100% потребности, обновить парк воздушных судов.

Границы и туризм

До 2025 г. экспорт Дальнего Востока должен вырасти в 1,5 раза до $50 млрд, а доля несырьевого экспорта – достичь 40%. Поскольку большая часть инвестпроектов Дальнего Востока ориентирована на экспорт в АТР, критическим фактором становятся пропускная скорость и качество работы таможни и пунктов пропуска. Пока из 87 пунктов функционируют 58, но большая часть из них не соответствует нормативам – их собираются реконструировать.

С августа 2017 г. туристы, приезжающие на Дальний Восток, могут оформить электронные визы без подачи бумажных документов. Пока режим работает для граждан 19 стран, в том числе Индии, Ирана, Катара, Китая, Кореи, ОАЭ, Японии. Виза позволяет туристам находиться в России до восьми дней и путешествовать по Приморскому краю, Камчатке и Сахалину. В прошлом году въездной турпоток в Приморье вырос на 25%.

Теперь возможность получить электронные визы чиновники намерены распространить на все государства, входящих в АТЭС (это 20 государств кроме России).

Стимулировать вложения в строительство гостиниц в регионе намерены субсидированием процентной ставки.

Привлечь компании и удержать жителей

Программа предлагает предоставлять в пользование месторождения нефти и газа под инвестиционные обязательства по строительству перерабатывающих мощностей или мощностей по производству сжиженного природного газа. Также чиновники готовы субсидировать процентную ставку по кредитам, взятым на локализацию производства оборудования для нефтегазохимических предприятий.

Чтобы повысить добычу полезных ископаемых, по программе государство оплатит среднемасштабное (1 : 200 000) геологическое изучение перспективных районов. Кроме того, планируется ввести заявительный принцип предоставления участков недр для геологического изучения. «Это действительно очень нужные изменения, так как это расширит и сделает более качественным наш последующий выбор участков недр для целей разведки и эксплуатации», – говорит Журавлев из группы «Полюс».

Важной новеллой стало предоставление в пользование участков по заявительному принципу. По словам Журавлева, этот механизм уже начали применять на Дальнем Востоке и благодаря этому компании, подавшие заявки, в дальнейшем, в случае обнаружения запасов и постановки их на баланс государства, имеют возможность получить на правах первооткрывателя право на разработку месторождения.

Другим важным моментом, во многом определяющим инвестиционную активность в макрорегионе, остается стоимость электроэнергии. Сейчас тариф для промышленных предприятий снижен до среднероссийского уровня, проект программы предлагает продлить эту льготу до 2028 г. «Мы очень заинтересованы в продлении действия механизма выравнивания тарифов», – признает Журавлев.

Для повышения инвестиционной привлекательности лесной промышленности будет увеличена пошлина на вывоз необработанной древесины из дальневосточных пород – до 80% с 2021 г.

Чтобы заполнить новые рабочие места и остановить отток населения, власти обещают поддержать здравоохранение, образование, культуру в регионе, продолжать программу «Дальневосточный гектар». А для иностранных работников, участвующих в инвестпроектах в спецрежимах, планируют установить трехлетний срок действия рабочих виз.

Для жителей по программе хотят организовать фельдшерско-акушерские и здравпункты даже в небольших поселениях и сократить сроки приема специалистов – 14 дней с момента записи (МРТ и КТ – 30 дней, но для тех, у кого онкология, – 14), а время приезда «скорой помощи» – до 20 мин. Для этого собираются строить (891 фельдшерско-акушерский пункт) и ремонтировать (1205) здания, закупать оборудование (13 000) и автомобили (1130). Семьям с двумя детьми и больше чиновники намерены субсидировать ставку по ипотеке (чтобы она была не выше 5%). Собираются строить и ремонтировать детские сады (112) и школы (186, и поддерживать грантами школы-флагманы), квартиры (ввод жилья должен вырасти в 1,6 раза до 3,9 млн кв. м в год), выдавать многодетным сертификаты семейного отдыха на Дальнем Востоке и запустить программу «Семейный автомобиль» (приобретение автомобиля за счет бюджетных средств семьям при рождении пятого и последующих детей) и довести «охват мероприятиями по патриотическому воспитанию не менее 50% детей и подростков».

Геостратегическая территория

Дальний Восток, согласно стратегии пространственного развития, – геостратегическая территория, напоминают авторы аналитического обзора InfraOne «Инвестиции в инфраструктуру. Дальний Восток», подготовленного для V ВЭФа. То есть регион значим для развития, территориальной целостности и безопасности страны. Его поддержка требует больших ресурсов, а низкая плотность населения, суровый климат и невысокий стартовый уровень развития инфраструктуры – еще и специфического подхода к управлению. Здесь инвесторам сложнее запустить привлекательный для финансирования проект, что определяет разного рода экономические эксперименты правительства: ТОРы, режим СПВ и др.

Нужно, чтобы программа была живая и развивалась вместе с потребностями бизнеса, замечает Журавлев, чтобы оставалась возможность ее дополнить новыми механизмами. У «Полюс золота» уже есть новое предложение – распространить налоговые льготы не только на инвестиции в новое строительство, но и в модернизацию производства. Тут масштаб и CAPEX может быть даже больше, чем при новом строительстве, поясняет Журавлев.

Если программа будет выполнена, она позволит нефтегазохимическим проектам занять существенную долю на перспективных азиатских рынках и увеличить несырьевой экспорт, считает вице-президент группы ЕСН Вадим Медведев. «Мы строим завод по производству метанола в городе Сковородино Амурской области, – передал он через представителя. – В июле подписали соглашение и стали резидентом ТОР «Свободный», в котором создан газохимический кластер». Из мер поддержки ЕСН выбрала налоговые льготы и субсидирование объектов инженерной и социальной инфраструктуры. Но инвестиции могут быть кратно больше, если будут даны гарантии неизменности регуляторной среды для новых проектов в долгосрочной перспективе, замечает он. Химические проекты наиболее капиталоемкие на Дальнем Востоке, практически на 100% экспортные и завязаны на волатильные мировые рынки. В связи с этим важна стабильность правил игры в России – «дедушкина оговорка», т. е. неухудшение условий для химических проектов, считает Медведев.

Читать статью  Инвестиционная деятельность: сущность, противоречия, направления развития тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 08.00.01, кандидат экономических наук Беломестнова, Ирина Анатольевна

Как привлечь 11,5 трлн руб.

Национальная программа охватила почти все аспекты экономической и социальной сферы региона, доволен эксперт EY Илья Сухарников. В ней заложены амбициозные цели и по ряду направлений (таким как добыча и обработка полезных ископаемых, транспорт, машиностроение, туризм) предлагаются меры, способные кардинально изменить экономическую ситуацию на Дальнем Востоке, считает он.

Но привлечь 11,5 трлн руб. инвестиций за шесть лет возможно только при использовании механизмов ГЧП, причем проекты должны структурироваться так, чтобы они были привлекательными для инвесторов, говорит партнер Squire Patton Boggs Александр Долгов. Там, где недостаточно коммерческой привлекательности самого проекта, придется использовать выплаты бюджета (плата концедента), либо так называемые условные обязательства публичной стороны. В любом случае для государства с учетом порядка цифр, о которых идет речь, это единственная реалистичная возможность мобилизовать необходимые ресурсы, уверен он.

Основной сложностью будут воплощение всех предложенных инструментов и координация деятельности всех участников процесса, опасается Сухарников. Важно перенести центры принятия решений у всех вовлеченных участников со стороны государства и связанных с ним институтов непосредственно на Дальний Восток – для повышения оперативности, а также эффективного контроля, предлагает он.

Дальний Восток принято сравнивать с другими мировыми специальными экономическими зонами, но они уже существуют 10–20 лет, а российский регион стал активно развиваться с 2015 г., замечает Сурикова. Он проходит начальный этап запуска и настройки механизмов и условий привлечения иностранных инвестиций. Дальний Восток еще не прошел свой «инкубационный» период от «быстрых» побед к инфраструктурному и социально-экономическому прорыву, уверена она. Но борьба за капитал ужесточается, и для настоящего успеха в ближайшие два-три года региону жизненно необходимо нарастить конкурентоспособность – быть центром опережающего развития, а не казаться.

Не нужно иллюзий, программа развития одного федерального округа ничего не даст без улучшения инвестклимата в стране в целом, говорит экономист Наталья Зубаревич. Введение спецрежимов увеличило долю инвестиций на Дальний Восток с 6 до 8%, что очень мало, учитывая, что по территории это больше трети страны, напоминает она.

20 крупнейших инвестиционных проектов Дальнего Востока, находящихся в стадии реализации в 2021 году

Ускоренное развитие регионов Дальневосточного федерального округа на официальном уровне объявлено одним из главных приоритетов для России в XXI веке. Для самой восточной части страны созданы особые условия привлечения инвестиций, ведется работа над удержанием экономически активного населения. Важным драйвером становится и близость развивающихся стран Азиатско-Тихоокеанского региона, которые выступают не только инвесторами, но и ключевыми потребителями сырьевых ресурсов.

Дальний Восток, долгое время остававшийся зоной колоссального недофинансирования, в последние годы стал едва ли не ключевой точкой привлечения инвестиций. И хотя пандемия коронавируса и последовавший за ней экономический спад сильно ударили по энтузиазму инвесторов, «накачка» ДФО деньгами продолжилась. Согласно данным аналитиков InfraOne Research, комплексно исследующих развитие инфраструктуры Дальнего Востока, округ в 2020 году привлек более 1,5 трлн руб. инвестиций, что на 6,5% меньше показателя 2020 года. Самыми чувствительными к финансовым катаклизмам стали частные инвесторы, уменьшившие вложения на 8,2%, а вот государство, напротив, стало вкладывать больше (+12%), в первую очередь через механизм концессий.

Новые предприятия и рабочие места. Согласно обнародованной аппаратом курирующего округ вице-премьера Юрия Трутнева информации, объем инвестиций в проекты Дальнего Востока, получившие государственную поддержку, в 2021 году составил 0,5 трлн руб. Отмечается, что сегодня они при расчете на душу населения на 39% превышают среднероссийский уровень. По словам вице-премьера, благодаря господдержке и частным инвестициям на Дальнем Востоке уже построено 417 новых предприятий, создана 81 тыс. рабочих мест, до конца года их число составит около 84 тыс. При этом расходы государства на создание преференциальных зон в этом федеральном округе уже окупились. Например, от деятельности предприятий, несмотря на то, что они работали в льготном режиме, бюджет получил 42 млрд руб. дополнительных доходов, покрыв расходы.

Трутнев подчеркнул, что у Дальнего Востока достаточно высокие возможности для развития чистой энергетики. Еще одно важное направление, которое государство будет развивать в ближайшие годы, — создание в федеральном округе комфортных условий для жизни людей. Вице-премьер пояснил, что это не только рабочие места, но и комфортное жилье, места для отдыха, условия для обучения детей, получения квалифицированной медицинской помощи. «Будем уделять этому все больше внимания, делать так, чтобы жить на Дальнем Востоке становилось удобнее, чем в центральных регионах страны», — заключил он. Стоит добавить, что большая часть финансирования, полученного округом в рамках соответствующей федеральной программы (почти 57 млрд руб.), пошла на развитие социальной инфраструктуры — строительство и ремонт школ, больниц, детских садов, спортивных объектов.

Как отмечают эксперты из InfraOne, сегодня правительство сосредоточило значительные ресурсы и усилия в этом регионе. Дальний Восток — приоритетная геостратегическая территория России, этот статус не только постоянно декларируется представителями федеральных властей, но и закреплен в различных документах развития, например в Стратегии пространственного развития страны до 2025 года. Обосновывая принятие специальной федеральной программы по развитию округа, в правительстве отмечали, что Дальний Восток занимает 41% территории России, там живет 5,6% населения страны. Регион богат природными ресурсами, которые могут стать базой для создания и развития новых масштабных производств. Он расположен в естественном транспортном коридоре между Европой и Азией. По территории Дальневосточного федерального округа проходят крупнейшие в мире железнодорожные магистрали — Байкало-Амурская и Транссибирская. Также через Дальний Восток пролегает Северный морской путь — самый короткий маршрут из Азии в Европу. Есть у ДФО такой бонус, как отдельная строчка в большинстве федеральных программ, что дает дополнительные шансы на увеличенное финансирование, например, в рамках госпрограммы по развитию транспортной системы правительство тратит федеральные средства, предназначенные на транспорт. Еще один важный приоритет — особый режим налогообложения и порядок инвестирования. В регионе, по данным InfraOne, на май этого года действуют 22 территории опережающего развития и свободный порт Владивосток. По данным аналитиков, в них сейчас более 2,6 тыс. резидентов, которые успешно развивают проекты в сфере судостроения и судоремонта, сельского хозяйства, пищевой промышленности, переработки водных биоресурсов, в деревообработке, туризме, логистике, добыче и переработке полезных ископаемых.

Ресурсы развития. Именно последнее направление приносит Дальнему Востоку львиную долю всех инвестиций в основной капитал. Так, согласно данным аналитического центра холдинга «ЕвроМедиа», в первой десятке сразу восемь проектов, связанных с добычей, переработкой или транспортировкой природного газа.

Крупнейшими проектами по сумме предполагаемых инвестиций является освоение месторождений Одопту Чайво, Аркутун-Даги («Сахалин-1») и Пильтун-Астохское и Лунское (Сахалин-2), которые в сумме принесут Дальнему Востоку почти 4,5 трлн руб. инвестиций. «Сахалин-1» и «Сахалин-2» — это проекты, которые реализуются международным консорциумом инвесторов, в числе которых структуры «Газпрома», Shell, Mitsui. В рамках проекта предусмотрена разработка нефти и газа на северо-восточном шельфе острова Сахалин, объем извлекаемых запасов оценивается в 2,3 млрд баррелей нефти (307 млн тонн) и 485 млрд куб. метров природного газа.

Продолжается активная фаза строительства главной газоносной артерии страны в восточной части — газопровода «Сила Сибири». В настоящее время «восточный» маршрут транспортирует газ с Чаяндинского месторождения — базового для Якутского центра газодобычи — российским потребителям на Дальнем Востоке и в Китай. В конце 2022 года подача газа в «Силу Сибири» начнется еще с одного месторождения — Ковыктинского, на основе которого формируется Иркутский центр газодобычи. Суммарная стоимость этого проекта — около 1 трлн рублей.

На газ из «Силы Сибири» завязан еще целый комплекс мегапроектов из топ-20 рейтинга «ЕвроМедиа», таких, например, как строительство Амурского ГПЗ, Амурского газохимического комплекса и завода по производству метанола в ТОР «Свободный». Ресурсный крен инвестиционной активности Дальнего Востока легко объясним: под боком у региона находятся быстроразвивающиеся экономики Китая, Японии и Южной Кореи, которые потребляют год от года все больше энергоносителей. Впрочем, немало в округе и несырьевых проектов. Крупнейший из них — космодром «Восточный», общая сумма инвестиций в который составит почти 500 млрд руб.

Семь причин для инвестиций в Дальний Восток

Семь причин для инвестиций в Дальний Восток

Внимание на Дальний Восток обратили чиновники и инвесторы, так как появились новые драйверы для развития этой территории, которая составляет примерно третью часть России. Привлечению интереса к региону помогает Восточный экономический форум (ВЭФ), учрежденный указом президента Российской Федерации Владимира Путина. В этом году он пройдет с 2 по 3 сентября.

Представители Минвостокразвития и эксперты помогли Financial One определить интересные возможности региона, включая бесплатное предоставление одного гектара земли каждому жителю России, налоговые льготы и субсидии для бизнеса, участие в совместных проектах с иностранными инвесторами из Китая, Кореи, Японии и других стран. Стоит отметить тот факт, что правительство Японии, согласно сообщению агентства Kyodo, решило развивать экономическое сотрудничество с Россией даже в том случае, если при этом не будет прогресса в решении территориального вопроса.

1. Сырьевая база и доступ к морям

К факторам инвестиционной привлекательности Дальнего Востока в первую очередь можно отнести наличие обширной сырьевой базы (нефть, газ, уголь, золото, алмазы, лес и др.), доступ к морям у большей части регионов Дальневосточного округа, а также непосредственную близость стран-потребителей сырья (Китай, Корея, Япония и др.), говорит управляющий по исследованиям и аналитике Промсвязьбанка Александр Полютов.

Читать статью  Главный принцип долгосрочного инвестирования

Управляющий директор CIB Дальневосточного банка ПАО Сбербанк Сергей Радюшин объясняет, что население Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) составляет порядка 3 млрд человек. «Все крупнейшие рынки сбыта и основные потребители промышленной продукции находятся здесь – в Китае, Японии, Корее. И это позволяет обеспечивать лучшую себестоимость товара за счет логистической составляющей. На Дальнем Востоке очень выгодно с точки зрения логистики размещать производство, которое будет являться составным элементом цепочки добавленной стоимости конечного продукта, выпускающегося в АТР», — рассказывает эксперт.

Некоторые китайские фирмы из соображений логистики прямо заинтересованы в создании совместных предприятий именно там, соглашается советник по макроэкономике генерального директора «Открытие Брокер» Сергей Хестанов. Особенно это хороший вариант для тех случаев, когда для реализации инвестпроектов на Дальнем Востоке уже существует инфраструктура.

2. Один гектар для каждого гражданина России

Возможность для каждого гражданина России бесплатно получить в пользование 1 гектар земли на Дальнем Востоке для жилищного строительства, фермерства, либо другой предпринимательской деятельности (надальнийвосток.рф). Подать заявку можно будет с начала февраля 2017 года. Для жителей Дальнего Востока сделано исключение – они уже с начала лета 2016 года пользуются этой программой.

Наиболее распространенным подходом среди получивших гектар является ведение сельского хозяйства, бортничество или постройка дачного дома для отдыха. Так, около 30% всех заявок связаны с растениеводством, 20% – с производством продуктов питания (в том числе мясные, молочные и пчелиные фермы). Помимо этого, были затронуты такие сферы, как социальные услуги и туризм.

В рамках этой правительственной программы обещана помощь в оплате переезда, а также другие варианты поддержки.

Бизнес на Дальнем Востоке возможен и без больших инвестиций, говорит представитель Сбербанка. Если взять крупную корпорацию, у нее, как правило, крупных поставщиков всего до 10. По его словам, все остальные – малый и средний бизнес, которые поставляют комплектующие, промежуточные звенья для того, чтобы сформировать конечный продукт.

«На первых этапах создания проекта лучше не инвестировать большие деньги: чем больше деньги, тем больше риск. Конечно, должны быть какие-то «якорные» предприятия – нефтяные, газоперерабатывающие заводы, логистические узлы (порты и аэрохабы). И в Сбербанке сейчас много таких проектов, которые планируются к реализации на территориях Приморского края, Амурской области. Но основная доля бизнеса должна состоять именно из предпринимателей сегментов малого и среднего бизнеса. Именно они наиболее «быстрые и проворные» в модернизации своего бизнеса, в улучшении качества выпускаемой продукции, в подстройке технологических изменений – и все для того, чтобы быстро реагировать на требования со стороны крупных потребителей и при необходимости кардинально менять свой продукт», – рассказывает Радюшин.

3. Территории опережающего развития региона (ТОРы)

Каждая из 12 созданных в регионе ТОРов предлагает инвесторам режим свободной таможенной зоны, освобождение от уплаты НДС и импортных пошлин, рассказывают представители Минвостокразвития. В частности, в течение первых пяти лет работы предприятий собственники не платят налоги на прибыль, имущество и землю. Социальный налог на заработную плату работников «молодых» предприятий снижается с 30% до 7,6%.

Минимальный объем инвестиций для инвестора в ТОРы составляет 500 тысяч рублей. Это предполагает участие среднего и малого бизнеса. Такие проекты есть, например, хлебобулочный комбинат «Белхлеб» в ТОР «Белогорск» (Амурская область).

«Статус резидента ТОРа позволяет ощутимо снизить налоговую нагрузку – на 20% и быстрее вернуть вложенные средства. Это экономически выгодно для любого производства и дает уверенность в завтрашнем дне», – комментирует гендиректор «Белхлеба» Мария Дерябина.

Уже создано 12 ТОРов. Одобрено создание 13 ТОРов – «Амуро-Хинганская» в Еврейской автономной области. До конца 2016 года планируется создать 2 новые ТОР (ТОР «Курилы», ТОР «Свободненская»).

По состоянию на 21 июля поступила 151 официальная заявка от инвесторов на реализацию инвестпроектов в ТОР на общую сумму инвестиций 492,122 млрд руб. Будет создано 27,9 тысяч новых рабочих мест. Действуют 4 предприятия, 23 предприятия на стадии строительно-монтажных работ.

4. Налоговые льготы для региональных инвестиций

Налоговые льготы региональным инвестиционным проектам (РИП). 23 мая 2016 года подписан Закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», уменьшающий ставку налога на прибыль организаций для участников таких проектов.

Если в течение трех лет инвестор вложил на Дальнем Востоке в реализацию проектов 50 млн рублей или в течение 5 лет – 500 млн рублей, то он получает право на 10-летнюю льготу при уплате налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых.

В течение 10 лет с момента получения первой прибыли от реализации инвестпроекта предприниматель не выплачивает часть налога на прибыль, зачисляемую в федеральный бюджет (2%). Региональная часть налога на прибыль устанавливается по решению дальневосточного региона в течение первых 5 лет – от 0 до 10%, в течение следующих 5 лет – не менее 10% от ставки, зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации (18%).

Льгота по уплате НДПИ исчисляется следующим образом: в течение первых двух лет инвестор полностью освобождается от НДПИ, в общей сложности льгота действует 10 лет, в течение этого срока размер льготы сокращается на 20% каждые 2 года.

Льготой по налогу на прибыль можно будет воспользоваться с 1 января 2017 года. Льготой по НДПИ можно будет воспользоваться не ранее 1 июля 2016 года. Такие налоговые льготы будут применяться до 1 января 2029 года независимо от даты включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов.

«До конца этого года планируется внедрить еще один инструмент – предоставление налоговых льгот в объеме инвестиций на создание инфраструктуры. Сейчас идет работа над законопроектом. Рассчитываем, что он будет принят и заработает уже в этом году», – рассказывает директор департамента обеспечения реализации инвестиционных проектов Минвостокразвития России Александр Крутиков.

5. Особая экономическая зонасвободный порт Владивосток

Свободный порт Владивосток (СПВ) – объект особой экономической зоны, резиденты которой получают ряд преимуществ для ведения предпринимательской деятельности: облегченный визовый режим, ускоренное пересечение границы при осуществлении международной торговли, налоговые послабления и льготные ставки по страховке, доступ к государственной поддержке. Главными задачами свободного порта Владивосток являются включение Приморского края в сетку глобальных транспортных маршрутов, привлечение инвестиций в регион, расширение трансграничной торговли и развитие транспортной инфраструктуры.

Режим свободного порта получат ключевые гавани на Дальнем Востоке. Он появится в Хабаровском крае (Ванинский муниципальный район), Сахалинской области (Корсаковский городской округ), Камчатском крае (Петропавловск-Камчатский), Чукотском автономном округе (Певек).

В управляющую компанию Свободного порта Владивосток поступило 96 официальных заявок от инвесторов на общую сумму инвестиций 164,12 млрд руб. Предполагается создание более 20 тысяч новых рабочих мест.

«Строительство и модернизация транспортных коридоров – железнодорожного и автомобильного – является важнейшей сферой для инвестиций в развитие как региона, так и страны в целом. Транспортные пути создают возможности для освоения ресурсов региона, способствуют мобильности населения и обеспечивают трансконтинентальное движение товаров. Они позволят реализовать транзитный потенциал территории в торговле между Востоком и Западом. Инвестиции в транспортную инфраструктуру для торговли и транспортировки товаров с Китаем – в стратегических интересах России. Инвестиции в дальневосточные незамерзающие порты отпирают ворота в Тихий Океан, обеспечивая перевалку грузов для торговли с большим количеством развитых и развивающихся стран, другим путем попасть в которые трудно и дорого», – объясняет эксперт-аналитик «Финама» Алексей Калачев.

6. Субсидии для инвесторов

Одним из ключевых инструментов является субсидия, предоставляемая инвесторам на создание транспортной, энергетической и иной инфраструктуры, необходимой для реализации проекта. Уже 13 инвесторов стали получателями такой субсидии, идет активное строительство объектов инфраструктуры в рамках пяти проектов, говорит представитель Минвостокразвития Александр Крутиков.

Инвесторы также могут получить финансирование проектов со стороны Фонда развития Дальнего Востока под 5% годовых.

7. Поддержка Российско-китайского фонда агропромышленного развития (РКФАР)

В Пекине в мае было подписано соглашение с между крупнейшими банками и корпорациями Китая (среди них Сельскохозяйственный банк Китая, Строительный банк Китая, ICBC, корпорация Sinolight) по взаимодействию в рамках проектов РКФАР. Первые два инвестиционных проекта агрофонда будут объявлены на Восточном экономическом форуме и профинансированы до конца года. Всего на рассмотрении находится около тридцати проектов в различных отраслях (растениеводство, животноводство) и регионах Дальнего Востока, в том числе, в Амурской области, Еврейской автономной области, Приморском крае общей стоимостью около 200 млрд рублей.

Капитал РКФАР составит до $10 млрд, на первом этапе – 13 млрд рублей. На всех этапах 90% капитала фонда формируют китайские инвесторы, 10% – российские. РКФАР планирует выделять финансирование от 10% стоимости проекта, еще 10% – предоставят инициаторы проектов, оставшиеся 80% стоимости проектов кредиты банков. Предусмотрена возможность получения займов китайских банков по ставке до 6% годовых.

Источник https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/09/03/810374-dalnemu-vostoku-2025

Источник https://vestnikstroy.ru/articles/ratings/20-krupneyshikh-investitsionnykh-proektov-dalnego-vostoka-nakhodyashchikhsya-v-stadii-realizatsii-v-/

Источник https://fomag.ru/news/sem-prichin-dlya-investitsiy-v-dalniy-vostok/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *