Особенности белорусского фондового рынка
Фондовый рынок представляет собой процесс движения капиталов в виде обращения эквивалентных им ценных бумаг (акций, облигаций и т.д.). Фондовый рынок находится в тесной взаимосвязи с денежно-кредитной и финансовой политикой государства. От состояния фондового рынка зависит и привлекательность инвестиционного климата любого государства. Уставный капитал биржи составляет $4,3млн., собственный капитал — $9,1 млн. Данные по состоянию на 01.01.10 г. [23]
БВФБ включает в себя три секции:
3. Секция срочного рынка.
Инструменты Валютной секции:
· допущенные к торгам на бирже, через отдельные лицевые счета Нац банка (USD/BYR, RUB/BYR, EUR/BYR, UAH/BYR);
· допущенные к торгам на бирже, расчёты по которым осуществляются между участниками биржи самостоятельно (AUD/BYR, GBP/BYR, DKK/BYR, ISK/BYR, CAD/BYR, LVL/BYR, LTL/BYR, NOK/BYR, PLN/BYR, SEK/BYR, CHF/BYR, EEK/BYR, JPY/BYR). Доступ к этой секции имеют только БАНКИ.
Инструменты Фондовой секции
· игосударственные ценные бумаги (на сегодня это ГДО)
· не государственные ценные бумаги (облигации банков и муниципальных займов, незначительный процент составляют облигации юридических лиц и акции).
Финансовые инструменты секции срочного рынка:
· фьючерс EUR
Доступ к этой секции так же имеют только БАНКИ.
Несмотря на то что фондовый рынок входит в состав БВФБ, он имеет как страничку на сайте БВФБ, так и свою отдельную информационную систему, которая предоставляет намного более развёрнутую информацию.
Общий объём торгов всех инструментов за 2009 год составил $29 167 млн, в том числе:
· $14 098 млн (или примерно 48%) по операциям с иностранной валютой
· $0,12 млн (или примерно 0,04%) фьючерсные контракты
· $15 057млн (или примерно 52%) фондовый рынок, из него:
Ø государственные бумаги Минфина РБ $13 727 млн(или около 91% всего фондового рынка)
Ø не государственные ценные бумаги $1 330 млн(или около 9% всего фондового рынка) — из них акции субъектов хозяйствования $44 млн, облигации субъектов хозяйствования $1 282 млн, облигации местных займов $3,5 млн.
В 2009 году сделки на фондовом рынке впервые за всё время существования БВФБ превысили по объёму сделки на валютном рынке, правда произошло это за счёт государственных бумаг, а точнее за счёт всем известной крупной продажи государством БПС-Банка российскому Сбербанку.
На валютной площадке основным игроком является Национальный банк РБ, через ежедневные интервенции он регулирует курсы валют. По итогам торгового дня можно видеть количество предложений и количество спроса на ту или иную валюты, разницу между ними как правило покрывает Нац банк страны из своих резервов: при превышении спроса над предложением. Если же предложение превышает спрос — Нац банк может выступать в роли покупателя излишнего количества валюты, но это не обязательно. В зависимости от соотношения спроса и предложения формируется курс белорусского рубля к иностранным валютам. Курс, сложившийся на бирже по итогам дня (валютообменные операции совершаются до 16-00 по МСК) будет являться официальным курсом Нац банка на завтрашний день. На сегодняшний день фондовый рынок в Беларуси с 1998 года так и остаётся в зачаточном состоянии, наблюдался даже регресс в его развитии. Ситуация была связана с жёстким регулированием и вмешательством государства в экономику страны в целом, и финансовую область в частности. В 90-е годы в Беларуси практически все граждане получили от государства чеки «Жильё» и чеки «Имущество».
Чеки «Жильё» можно было направить на приватизацию квартир и домов, в которых проживали граждане, либо на погашение части стоимости строительства новых квартир и домов, что и было сделано. Чеки «Имущество», по замыслу государства, должны были стимулировать развитие фондового рынка в стране, так как их можно было обменять на акции белорусских предприятий, но не всех, а лишь только тех, список которых утвердило правительство. Вначале граждане начали активно обменивать чеки на акции, появлялись компании (в основном с российским капиталом), которые аккумулировали у себя чеки, чтобы выкупать целые предприятия или контрольные пакеты предприятий. Но государство на корню зарубило свои же начинания по развитию рынка. Были введены ограничения на отчуждения акций, затем был введён институт «золотой акции» (в общих словах: государство могло в любой момент вмешиваться в управление предприятием), существовал 40%-й налог на доходы по акциям и т.д. В результате рынок заглох, так и не устоявшись.
Механизм функционирования фондового рынка Беларуси:
1. Сделки с ценными бумагами заключаются в электронной торговой системе с возможностью удаленного доступа. Для участников торгов предусмотрена возможность заключать различные виды сделок, структурированных по форме расчетов, и заключать их различными способами.
Рынок государственных ценных бумаг работает в режимах ”до погашения“ (”непрерывный двойной аукцион“), ”РЕПО (фиксированное ценообразование)“, ”простой аукцион“ и ”простой аукцион РЕПО“.
2. Рынок корпоративных и муниципальных ценных бумаг функционирует в режимах: ”непрерывный двойной аукцион“, ”РЕПО (свободное ценообразование)“, ”дискретный аукцион“, ”форвардные сделки“, ”простой аукцион“.
3. Эмитентами ценных бумаг на фондовом рынке Беларуси в основном являются банки. Учитывая ограничения по доступу к эмиссии ценных бумаг (чистые активы в 1 млн евро) — для остальных субъектов хозяйствования это очень высокая планка и такая структура рынка вполне ожидаема.
Пока будет существовать данное ограничение, а также акции крупных предприятий будут находиться в руках государства — фондовый рынок в Беларуси не будет являться привлекательным для вложения, как внутренних так и внешних инвесторов. Да и выбор в самих инструментах на сегодняшний день крайне узок — либо облигации, либо акции. Причём приобрести акции пока не реально — так как они в основном сосредоточены в руках государства и фактически выведены из оборота.
В 2010 году продолжаются попытки (начатые в 2008) реанимировать фондовый рынок в Беларуси и придать ему новый виток развития.
1. Для этого сделаны следующие шаги (некоторые ещё в 2008 году):
Ставка налога на доходы от операций с акциями снижена до 12% (ставка налог на прибыль в стране составляет 24%).
2. Отменён институт «золотой акции», по которому государство имело безоговорочное право вмешиваться в управление предприятием.
3. Происходит поэтапная отмена ограничений в отношении акций, которые граждане приобрели в обмен на чеки «Имущество», либо на льготных условиях.
4. Снят мораторий на отчуждение акций части предприятий, на которые он был введён ранее. Окончательное снятие ограничений на движение акций в РБ должно быть произведено к январю 2011 года.
5. Освобождены от налога доходы юридических и физических лиц, получаемых от операций с корпоративными облигациями.
6. Разрешён выпуск биржевых облигаций (они не проходят обязательную регистрацию в департаменте по ценным бумагам).
7. Разрешено приобретение акций физическим лицам (через брокера на БВФБ). Доступ на валютный и фьючерсный рынок имеют ТОЛЬКО банки.
8. Готовится принятие нового закона о ценных бумагах, направленного на стимулирование развития данного рынка. Важный момент закона — в нём будет прописан чёткий механизм создания, функционирования и ликвидации инвестиционных фондов (как в форме ОАО, так и в виде паевых фондов). Проект закона планируется внести в правительство в мае 2010 года, а в сентябре он должен поступить в Палату представителей.
9. Готовятся условия для оживления сектора IPO.
Что мешает развитию фондового рынка в Беларуси:
1. Запутанность законов и подзаконных актов, иногда противоречащих друг другу.
2. Отсутствие различных финансовых институтов (ПИФы, хедж-фоды и т.д.) и (пока) законодательной базы для их возникновения.
3. Превалирование государственного сектора в экономике, зачастую управляемого старыми командно-административными методами.
4. Чрезмерно жёсткие условия для выпуска ценных бумаг (например, для выпуска своих облигаций в обращение юридическое лицо должно иметь у себя чистые активы стоимостью не менее 1 млн евро, и не иметь отрицательного финансового результата от основного вида деятельности).
5. Отсутствие гарантий и чётких, стабильных правил работы (в виде законодательной базы) для иностранных инвесторов.
6. Отсутствие механизма для создания биржей собственного индекса, позволяющего судить о состоянии национальной экономики.
7. Основные флагманы белорусской экономики являются государственными предприятиями (два нефтяных завода, калийная компания, МАЗ, МТЗ и т.д.). Основная часть акций этих предприятий находится в руках государства (около 72,5% всех АО принадлежит государству) — уже всем известно, что руководство Беларуси не спешит расставаться со своими активами. Такая ситуация практически парализует рынок акций.
8. Отсутствие условий в стране для обращения на фондовом рынке других инструментов: векселей, опционов и т.д.
9. Недостаточная финансовая образованность граждан страны.
Принятое решение правительства РБ в 2008 году «о том, что сделки купли-продажи акций открытых акционерных обществ заключаются на биржевом рынке, за исключением ряда случаев», лишь в 2009 году нашло закрепление в нормативных документах Минфина. Это привело к заключению сделок с акциями порядка 200 компаний в последний год. До этого отношение биржевого и внебиржевого рынка составляло 1% к 99%. Такое соотношение не позволяло рассчитать рыночные цены акций, так как они рассчитываются только на биржевом рынке. После изменения ситуации удалось рассчитать рыночные цены акций, которые прошли через биржевой рынок. В некоторых случаях оказалось, что рыночная цена акций превышала их номинальную и даже балансовую стоимость, что позволяет говорить о достаточно высоком потенциале некоторых белорусских предприятий, так как можно сделать вывод, что есть инвесторы, которые оценивают их достаточно высоко. Кроме того расчёт рыночной стоимости акции позволил самим АО увидеть, что при проведении дополнительных эмиссии акций они могут привлечь больше средств за счёт размещения этих акций на бирже по рыночной цене.
Заключение
Рынок ценных бумаг – это регулятор многих стихийно протекающих в рыночной экономике процессов. Это, прежде всего, относится к процессу инвестирования капитала. Миграция его осуществляется в виде прилива к местам необходимого приложения и оттока капитала из тех отраслей производства, где имеет место его излишек. Ценные бумаги являются тем средством, которое обеспечивает работу этого механизма. Это важное достоинство развитой рыночной экономики [4, с. 223]
При пристальном рассмотрении принципов организации обращения ценных бумаг в странах с развивающимися рынками четко вырисовывается одна общая черта. Развивающиеся фондовые рынки часто оказываются более приспособленными к требованиям технологического прогресса, более восприимчивыми к разного рода инновациям и, как правило, изначально создаются в соответствии с самыми современными тенденциями организации и функционирования фондовой инфраструктуры, то есть в технологическом плане развивающиеся рынки могут и идут впереди традиционных фондовых систем США, Германии, Великобритании, но их общая экономическая слабость, относительно низкая капитализация и финансовая зависимость от традиционных центров капитала не позволяет им вырваться и закрепиться на более высоком уровне в иерархии глобальных экономических отношений.
В Республика Беларусь основные институциональные формы фондового рынка находятся в состоянии становления и требуют со стороны государства и заинтересованных хозяйствующих субъектов скорейшего завершения этого процесса. Поскольку объемы эмиссии и вторичного обращения ценных бумаг уже приближаются к той критической массе, когда своевременно проследить за конъюнктурными колебаниями рынка уже невозможно и фондовый рынок может стать зоной действия особого риска для всех его участников.
Рынок ценных бумаг Беларуси относится к так называемым развивающимся, нарождающимся рынкам. Поэтому, в Беларуси, как впрочем и в странах Центральной и Восточной Европы, складывается смешанная модель фондового рынка, в которой присутствуют черты как североамериканской, так и европейской моделей. В качестве основных ее характеристик можно назвать значительную роль государства в процессе создания фондового рынка, прямое кредитование на покрытие дефицита бюджета наряду с выпуском государством ценных бумаг, относительно высокую долю ценных бумаг банков и финансовых инструментов на финансовом и фондовом рынках государства. [6 стр. 9]
Государственные ценные бумаги занимают важное значение в экономическом развитии многих стран. Международная практика государственных ценных бумаг чрезвычайно широка и многогранна. Государственные ценные бумаги представлены такими видами долговых обязательств, как облигации, ноты, казначейские векселя, сертификаты, консоли и другими ценными бумагами. Эмитентами данных ценных бумаг могут выступать органы власти территориально-административных единиц различных государств, республиканские (федеральные) правительственные учреждения, а также центральное правительство, проводящее внутренние и внешние государственные займы. Несмотря на мировой опыт, в Республике Беларусь к государственным ценным бумагам относятся только те бумаги, эмитентами которых является правительство ил госорганы от имени или по поручению государства. То есть не относятся к государственным ценные бумаги Национального банка (специализированного правительственного учреждения) и облигации жилищных займов (административно территориальных единиц).
Слабый рынок государственных ценных бумаг в сравнении с аналогичными рынками развитых промышленных стран занимает достойное место на рынке ценных бумаг Республики Беларусь. Это единственный рынок, где вторичный рынок сопоставим по масштабам с первичным и даже превосходит его (по ГКО). Таким образом, государственные ценные бумаги все же занимают огромное значение в экономике Беларуси.
Можно сделать прогноз дальнейшего развития рынка ценных бумаг: новейшие достижения электронно-вычислительной техники будут оказывать все большее влияние на совершенствование и обогащение «электронных ценных бумаг», которые в перспективе займут лидирующее место, а возможно, получат свое специфическое название.
5. Рынок ценных бумаг и его функции. Фондовая биржа. Особенности функционирования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь.
В тесном взаимодействии с денежным рынком находится рынок ценных бумаг. Рынок ценных бумаг отличается от других видов рынка специфическим характером обращающегося товара. Ценная бумага — совершенно особый товар. Это одновременно и титул собственности, и долговое обязательство. Это право на получение дохода и обязательство этот доход выплачивать. Это товар, который, имея мизерную собственную стоимость, может быть продан по очень высокой рыночной цене. Ценная бумага — это «фиктивный капитал», но в то же время она представляет определенную величину реального капитала. Таким образом, ценная бумага представляет собой денежный документ, удостоверяющий право владения или отношения займа и определяющий взаимоотношения между лицом, выпустившим этот документ, и его владельцем. Ценные бумаги предусматривают, как правило, выплату дохода в виде дивиденда или процента, а также возможность передачи денежных и иных прав, вытекающих из этих документов, другим лицам.
На рынке ценных бумаг продаются доли участия в собственности предприятия. Это рынок капитала. Его основной институт – «фондовая биржа». Объектами продажи этого рынка выступают ценные бумаги. Субъектами рынка ценных бумаг являются эмитенты – те, кто выпускает ценные бумаги, и инвесторы – те, кто их покупает. К субъектам рынка ценных бумаг относятся: государства, хозяйствующие субъекты (фирмы, предприятия и частные лица).
Развитие рынка ценных бумаг обусловлено развитием акционерных обществ и кредитных отношений. Крупное производство требует больших капиталовложений. Акционерные общества исторически создаются для осуществления крупных проектов, требующих больших капиталовложений на основе объединения нескольких капиталов. С развитием товарного производства усиливаются процессы его концентрации и централизации, а вместе с ними возрастает потребность в деньгах. Происходит формирование акционерных обществ, которые постоянно привлекают деньги, увеличивая свои активы путём выпуска и продажи ценных бумаг.
Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) является основной частью финансового рынка, представляет собой систему отношений купли-продажи ценных бумаг и выполняет ряд важнейших макро- и микроэкономических функций;
Во-первых, рынок ценных бумаг играет роль регулировщика инвестиционных потоков, обеспечивающего оптимальную для общества структуру использования ресурсов. Через этот рынок происходит основной приток капиталов в отрасли, обеспечивающие наибольшую рентабельность вложений.
Во-вторых, рынок ценных бумаг обеспечивает массовый характер инвестиционного процесса, позволяя любым экономическим агентам, имеющим свободные денежные средства, осуществлять инвестиции в производство путем приобретения ценных бумаг.
В-третьих, рынок ценных бумаг очень чутко реагирует на происходящие и предполагающиеся изменения в политической, социально-экономической, внешнеэкономической и других сфера жизни общества. Основными индикаторами, по которым судят о состоянии экономики страны, являются обобщающие показатели состояния этого рынка (индексы Доу-Джонса в США, ДАКС в Германии и др.).
В-четвертых, с помощью ценных бумаг реализуются принципы демократизма в управлении экономикой на микроуровне, когда решение принимается путем голосования владельцев акций.
В-пятых, через куплю-продажу ценных бумаг отдельных предприятий государство реализует свою структурную политику, приобретая акции необходимых предприятий и совершая, таким образом, инвестиции в производства, важные с точки зрения развития общества в целом.
В-шестых, рынок ценных бумаг выступает важным инструментом государственной финансовой политики, посредством которой государство воздействует на денежную массу и, следовательно, на увеличение или сокращение уровня ВВП.
Цена фиктивного капитала определяется, во-первых, соотношением спроса и предложения на капитал и, во-вторых, величиной капитализированного дохода по ценным бумагам. Разница между размерами фиктивного и действительного капитала составляет учредительскую прибыль, которую получают, прежде всего, основатели высокодоходных предприятий. Один из способов ее получения — разводнение капитала — выпуск акций на сумму, значительно превышающую капитал, реально вложенный в предприятия.
Наиболее распространенными видами ценных бумаг на финансовом рынке являются акции и облигации.
Акция — это ценная бумага, эмитируемая акционерным обществом, отражающая долю инвестора в уставном капитале общества и дающая право владельцу на получение определенного дохода (дивиденда) из прибыли общества и право на управление. Акции подразделяются на обыкновенные (простые), привилегированные, именные или предъявительские.
Привилегированные акции приносят владельцам гарантированный доход, не зависящий от результатов хозяйственной деятельности компаний и дают право на первоочередное получение дивидендов, а также возмещение вложенных денежных средств при ликвидации АО. Простые акции продают и покупают. По простым акциям при неблагоприятном финансовом состоянии АО дивиденд может вообще не выплачиваться, более того, может происходить полная потеря вложенных средств и даже дополнительное возмещение на сумму допущенного убытка в случае банкротства. Именные акции не подлежат обращению. По количеству голосов, предоставляемым акционерам на общем собрании, акции бывают: «безголосыми», «одноголосыми» и «многоголосыми».
Цены на акции регулируются спросом и предложением. Продажная цена – курс акций. Курс акций прямо пропорционален приносимому доходу (дивиденду) и обратно пропорционален банковскому проценту.
Облигация – ценная бумага, свидетельствующая о том, что её держатель предоставил заём тому, кто выпустил облигацию в обращение. Но в отличие от акций облигация не предоставляет ее обладателю права голоса и выпускается на определённый срок, по истечении которого она должна быть выкуплена, тогда как акции бессрочны. Владелец облигаций вне зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры, получает ежегодный доход (купонные платежи) и номинальную стоимость при погашении. Облигации могут выпускать центральные и местные органы власти, а также предприятия, для того чтобы получить кредит на срок больший, чем при банковском кредитовании.
Акции, облигации и другие ценные бумаги используются как форма и инструмент формирования инвестиционных ресурсов, регулирования денежного обращения.
Государственные ценные бумаги (ГЦБ) – это форма существования внутреннего государственного долга; это долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство. Источник дохода по фиктивному капиталу полностью скрыт, кажется, что ценные бумаги обладают способностью приносить доход сами по себе. Особенно это проявляется в облигациях государственных займов. Эта форма фиктивного капитала не только не имеет стоимости, но часто не представляет и никакого реального капитала, так как проценты по облигациям в основном выплачиваются за счет налогов.
Выпуск в обращение ГЦБ может использоваться для решения следующих основных задач:
финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, то есть без дополнительного выпуска денег в обращение;
финансирование целевых государственных программ области жилищного строительства, инфраструктуры, социального обеспечения;
регулирование экономической активности: денежной массы в обращении,
воздействие на цены и инфляцию, на расходы и направления инвестирования,
экономический рост, платежный баланс и так далее.
Преимущества государственных ценных бумаг:
это самый высокий относительный уровень надежности для вложенных средств, минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему;
наиболее льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами.
Размещение государственных ценных бумаг осуществляется:
через центральный банк или министерство финансов. Основными инвесторами в зависимости от вида выпускаемых облигаций являются: пенсионные и страховые компании и фонды, банки, инвестиционные компании и фонды;
в бумажной (бланковой) или безбумажной формах (в виде записей на счетах в уполномоченных депозитариях);
разнообразными методами: аукционные торги, открытая продажа всем желающим по установленным ценам, закрытое распространение среди определенного круга инвесторов и так далее.
Помимо акций и облигаций на финансовом рынке обращается достаточно большое количество других ценных бумаг. К ним относятся: вексель, депозитные и сберегательные сертификаты, чеки и коносаменты, а также производные ценные бумаги: опцион, фьючерсный контракт, варрант
Вексель является одним из древнейших расчетных инструментов. Главная особенность векселя как ценной бумаги заключается в его определении:
вексель – это безусловное обязательство уплатить какому-то лицу определенную сумму денег в определенном месте в определенный срок. Вексель – это абстрактное долговое обязательство, т. е. оно не зависит ни от каких условий. Предметом вексельного обязательства могут быть только деньги. Векселя делятся на два вида: простые и переводные. Простой вексель (соло-вексель) выписывается и подписывается должником и содержит его безусловное обязательство уплатить кредитору определенную сумму в обусловленный срок в определенном месте. Переводной вексель (тратта) выписывает и подписывает кредитор (трассант). Он содержит приказ должнику (трассату) оплатить в указанный срок обозначенную в векселе сумму третьему лику (ремитенту). В свою очередь простые и переводные векселя делятся на процентные (на их вексельную сумму начисляются проценты) и дисконтные (выписываются или продаются с дисконтом).
Депозитные и сберегательные сертификаты – ценные бумаги, право выпускать которые представлено только коммерческим банкам. Депозитный (сберегательный) сертификат – ценная бумага, удостоверяющая сумму вклада, внесенного в банк, и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы вклада и обусловленных в сертификате процентов в банке, выдавшем сертификат, или в любом филиале этого банка.
Чек и коносамент также можно отнести к классу первичных ценных бумаг. Но, с точки зрения рынка ценных бумаг, обе эти бумаги можно было бы назвать не рыночными, так как самостоятельно они, как правило, не продаются и не покупаются как акции, облигации и т.п. Они обслуживают расчеты за товары и услуги или их обращение (передвижение, транспортировку). Чек – это письменное поручение чекодателя банку уплатить чекополучателю указанную в нем сумму денег. По своей экономической сути чек является переводным векселем. Коносамент – это документ (контракт) стандартной формы, принятой в международной практике на перевозку груза, который удостоверяет его погрузку, перевозку и право на получение.
Производные ценные бумаги
Опцион — это право, оформляемое договором, купить, продать (или отказаться от сделки) на протяжении договорного срока и по фиксированной договорной цене определенный объем валюты, любых товаров, ценных бумаг (включая производные бумаги) либо получить определенный доход от финансового вложения или денежного займа (в виде разностной величины, фиксированного размера, процента).
Фьючерсный контракт – это стандартный биржевой договор купли-продажи биржевого актива в определенный момент времени в будущем по цене, установленной сторонами сделки в момент ее заключения. Поскольку фьючерсный контракт имеет своей целью получение положительной разности в ценах от операции по ее купле-продаже, то это контракт на разность в ценах.
Варрант – это опцион на приобретение определенного числа акций (варрант акций) или облигаций (варрант облигаций) по цене исполнения в любой момент времени до истечения срока действия варранта.
Ценные бумаги отвечают следующим фундаментальным требованиям: обращаемость на рынке, доступность для гражданского оборота, стандартность и серийность, документальность, признание государством и регулируемость, ликвидность, рискованность, обязательность исполнения.
Спрос на ценные бумаги зависит от величины доходов покупателей ценных бумаг, от распределения их сбережений между различными видами финансовых активов, от степени риска активов, ликвидности ценных бумаг, ожидаемого изменения уровня цен в экономике и т.д.
Предложение ценных бумаг также определяется целым рядом факторов. Корпорации, принимая решения о выпуске ценных бумаг, учитывают величину банковского процента, возможный уровень дивиденда.
На решение выпускать те или иные ценные бумаги влияет также общая экономическая ситуация в стране. Например, если прогнозируется рост общего уровня цен, компании предпочтут выпуск облигаций, рассчитывая погасить долг обесцененными деньгами.
Современный рынок ценных бумаг подразделяется на первичный и вторичный. Первичный рынок возникает в момент эмиссии ценных бумаг и их первичного размещения. На вторичном рынке эти ресурсы перераспределяются, причем неоднократно, среди последующих инвесторов. Вторичный рынок, в свою очередь, подразделяется на биржевой и внебиржевой.
На последнем происходит купля-продажа ценных бумаг по каким-либо причинам не котирующихся на бирже.
Среди способов определения цен сделок с ценными бумагами кроме обычных переговоров следует выделить различного рода аукционы. Внебиржевой рынок действует на основе использования телефона, телекса, компьютерной сети, объединяющих в единый организм тысячи инвестиционных фирм. Если биржевой рынок доступен только для солидных корпораций, то внебиржевой — практически для любой компании. Для этого достаточно найти брокерскую фирму, которая согласна поддержать вторичный рынок по данному виду бумаг, где непременной фигурой является профессиональный посредник в торговле ценными бумагами — финансовый брокер. Объединившись, финансовые брокеры создали наиболее строго организованный «регулярный» сектор вторичного рынка — фондовую биржу.
Фондовая биржа
Биржа – это учреждение, где осуществляется купля-продажа ценных бумаг. Биржи подразделяются на товарные (оптовые сделки с зерном, металлами, нефтью и др.), валютные и фондовые (операции с ценными бумагами). В рыночных условиях фондовые биржи играют важную роль в формировании инвестиционного климата в стране. Поэтому биржи часто называют барометром рыночной экономики, поскольку они свидетельствуют об уровне инвестиционной активности: бума (подъема) или падения. На фондовой бирже осуществляются как кассовые, так и срочные (фьючерские) операции. По кассовым операциям расчёт осуществляется в день осуществления сделки или в течение ближайших трёх дней, по фьючерским – через определённый период и по заранее обусловленным ценам. Это создаёт условия для возникновения биржевых спекуляций в части прогноза, обусловленных в договорах цен. В одних странах срочные операции разрешены (США, Швейцария), в других – запрещены.
Фондовые биржи различаются по размерам проводимых операций. Наряду с фондовыми биржами национальных масштабов, такими как Нью-Йоркская, Токийская, Лондонская, Торонтская, Франкфуртская и др., существует много менее крупных бирж. Это биржи региональные, осуществляющие операции с акциями мелких и средних компаний.
Основной функцией биржи является посредничество. Следует подчеркнуть, что посредничество биржи состоит не в совершении биржевых сделок, а в оказании ряда услуг, связанных, прежде всего, с организацией и проведением торгов: разработка типовых биржевых контрактов; выработка правил заключения биржевых сделок; разрешение возникающих споров (биржевой арбитраж); гарантирование исполнения биржевых сделок и т.д.
В качестве наиболее важной функции биржи рассматривают ценообразующую функцию. Так, высокая концентрация спроса и предложения на бирже, заключение большого числа сделок и их огромные масштабы исключают влияние нерыночных факторов на цену товара и делают ее максимально приближенной к реальному спросу и предложению. Биржевая цена устанавливается в процессе ее котировки. При этом современная биржа имеет возможность не только выявить цену на тот или иной товар, но и прогнозировать ее, определять тенденции в изменении спроса и предложения.
Кроме того, биржа выполняет ряд стабилизирующих функций в экономике, а именно, обеспечивает стабилизацию цен и издержек, валютных курсов, денежного обращения и кредита. Достигается это, в частности, с помощью страховых (механизм хеджирования) и спекулятивных операций.
Еще одна функция биржи — информационная. Она реализуется через сбор, регистрацию данных о биржевых ценах, спросе и предложении по каждому биржевому товару и т.д. Регулярная их публикация в газетах, справочниках, биржевых бюллетенях позволяет обеспечить достаточную информированность участников как биржевого, так и внебиржевого рынков о конъюнктурной ситуации на рынке того или иного товара.
На состояние дел на фондовых биржах может влиять и Национальный банк, регулируя процентную ставку. Если он будет стремиться понизить процентные ставки, это, скорее всего, приведёт к росту количества реализуемых акций и облигаций. И наоборот.
На котировку (установление курса) ценных бумаг на фондовой бирже могут также влиять особенности складывающейся политической ситуации, психологические и другие самые разные причины. В силу столь многочисленных влияний трудно предсказать динамику курса конкретных ценных бумаг, а это создаёт условия для спекулятивных операций с ними, в результате которых за считанные дни и даже часы могут быть созданы и потеряны крупные состояния.
Тем не менее, анализ изменения курсов ценных бумаг позволяет достаточно надёжно прогнозировать общие тенденции уровня деловой активности в экономике. Для этого на крупнейших фондовых биржах исчисляются показатели биржевых индексов, характеризующие динамику курсов крупнейших компаний, зарегистрированных на бирже. Увеличение индексов свидетельствует о предполагаемом повышении деловой активности, их падение – о её понижении.
Биржевой индекс – это то же самое, что индекс динамики экономики, он служит для измерения степени интенсивности развития социально-экономических явлений во времени. Падение фондовых индексов приводит к падению национальной валюты
Биржевые индексы на основе показателей ряда крупных компаний показывают общее экономическое положение мира, региона, страны или определенной отрасли и ее развитие. Сейчас индексы бирж выполняют много функций, они стали ориентиром для покупки ценных бумаг. Также стали продаваться акции самих бирж. Индекс представляет собой ценность для получения общей картины. Вместо того чтобы проанализировать огромное количество информации, достаточно изучить индексы. Это удобный и важный инструмент исследования состояния экономики, который применяется на современных биржевых рынках.
В настоящее время есть три самых серьезных и старых биржевых индекса, которые служат основными показателями основной части мировой экономики:
Индекс Доу-Джонса (Dow-Jones) — являестя средним показателем курсов ценных бумаг (а в частности акции) основной группы крупнейших компаний Америки. Этот индекс отображает среднюю арифметическую ежедневных котировок компаний, именно, на момент закрытия биржи. Существует 4 индекса Доу-Джонса: промышленный индекс Доу-Джонса, транспортный индекс Доу-Джонса, коммунальный индекс Доу-Джонса, составной индекс Доу-Джонса.
Индекс Насдак (NASDAQ — national assosiation of securities dealers automated quotations) – индекс, отражающий показатели внебиржевого рынка, ежедневно публикуется национальной ассоциацией торговцев ценными бумагами и соответственно основан на ее котировках (в США)
Индекс Никкей-Доу Джонс (Nikkei-Dow Jones) специальный индекс курсов ценных бумаготражающий ситуацию на Токийской фондовой бирже.
Немецкая биржа проводит операции на рынке ценных бумаг уже около 400 лет. Тренды на немецких рынках иллюстрируются семейством индексов DAX: DAX, MDAX, HDAX, CDAX, VDAX, SDAX. Также среди лучших европейских индексов можно отметить SMAX, NEMAX 50, STOXX и др. Наиболее популярным является DAX. Этот индекс является показателем, исходным пунктом немецкого фондового рынка и важнейшим барометром, отражающим движение немецкой экономики в целом.
Особенности функционирования рынка ценных бумаг в РБ.
Экономические реформы, начавшиеся в начале 90-х годов, существенно изменили структуру экономики Беларуси. Одним из таких изменений стало формирование уже в условиях независимого белорусского государства национального финансового рынка, приведшее к преобразованию традиционных форм организации торговли и послужившее объективной основой возрождения бирж. В это время появились закрытое акционерное общество «Межбанковская валютная биржа» и открытое акционерное общество «Белорусская фондовая биржа», специализировавшиеся, соответственно, на торговле иностранными валютами и ценными бумагами. Создание в 1998 г. единой валютно-фондовой биржи послужило новым толчком к развитию биржевой деятельности. На сегодняшний день ОАО «Белорусская валютно-фондовой биржа» (БВФБ) – единственная в республике целостная структура, на основе которой создана общенациональная система биржевых торгов на всех основных сегментах финансового рынка – валютном, фондовом и срочном.
В Беларуси как и в странах Центральной и Восточной Европы, складывается смешанная модель фондового рынка, в которой присутствуют черты как североамериканской, так и европейской моделей.
В качестве основных ее характеристик можно назвать значительную роль государства в процессе создания фондового рынка, прямое кредитование на покрытие дефицита бюджета наряду с выпуском государством ценных бумаг, относительно высокую долю ценных бумаг банков и финансовых инструментов на финансовом и фондовом рынках государства.
Беларусь характеризуется довольно обширной системой государственного регулирования рынка ценных бумаг.
Процесс государственного регулирования рынка ценных бумаг включает:
создание нормативной правовой базы функционирования рынка;
лицензирование профессиональных участников рынка ценных бумаг, подготовка и аттестация специалистов этого рынка;
страхование инвесторов и защита их прав;
аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов;
постоянное информирование инвесторов о состоянии рынка и его участников (эмитентов, посредников);
контроль за соблюдением всеми участниками норм и правил функционирования рынка;
систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке.
К числу основных государственных органов, определяющих правила деятельности на рынке ценных бумаг, относятся: Президент, Национальное собрание, Совет Министров, которые формируют фондовый рынок на основе принятия соответствующих законов и нормативно-правовых актов, разрабатывают стратегию развития рынка ценных бумаг в республике, осуществляют контроль за его развитием. При Правительстве Республики Беларусь создан Совет по ценным бумагам, куда вошли представители Министерства финансов, Национального банка, Мингосимущества, других заинтересованных министерств и ведомств, который координирует деятельность этих органов;
Рынок ценных бумаг Республики Беларусь состоит из следующих основных сегментов:
корпоративных ценных бумаг (акций, облигаций);
государственных ценных бумаг (ГКО, ГДО);
муниципальных ценных бумаг (жилищных облигационных займов),
ценных бумаг коммерческих банков (векселей, депозитных и сберегательных сертификатов);
именных приватизационных чеков (ИПЧ) «Имущество»
Инфраструктура рынка ценных бумаг Республики Беларусь в настоящее время складывается из:
— примерно 5000 акционерных обществ;
— 65 профессиональных участников рынка ценных бумаг, основная часть из которых является банковскими организациями.
— ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»;
— двухуровневой депозитарной системы.
На рынке прослеживаются положительные тенденции. Усовершенствуется инфраструктура рынка, законодательство о рынке ценных бумаг. Планируется масштабное обновление технологической базы, становление денежного рынка, внедрение новой концепции построения расчетных систем, ориентированной на международные стандарты, расширение линейки финансовых инструментов, в частности, подготовлены и протестированы механизмы и технологии обращения на бирже нового для Республики Беларусь класса финансовых инструментов – ипотечные облигации. Как позитивную можно охарактеризовать также тенденцию роста доли сделок, совершенных членами секции фондового рынка за счет нерезидентов на биржевом рынке. Это подтверждает некоторый интерес со стороны отечественных и иностранных инвесторов к указанному сегменту рынка. Очевидно, что новым импульсом к развитию в этом направлении может стать и присвоение Беларуси международными рейтинговыми агентствами Standard&Poor’s и Moody’s Investors Service в августе 2007 года страновых кредитных рейтингов. Все рейтинги имеют прогноз «стабильный».
Полученный Беларусью суверенный кредитный рейтинг будет способствовать в целом повышению инвестиционной привлекательности страны, а, следовательно, и увеличению притока прямых иностранных инвестиций, расширению отношений с зарубежными партнерами, созданию благоприятных условий банкам и предприятиям для привлечения кредитных средств на мировых финансовых рынках по более низким процентным ставкам.
Важным направлением является интеграция финансовой системы Республики Беларусь в мировое инвестиционное пространство путем выхода на рынок евробумаг, как наиболее перспективного источника инвестиций для эмитентов стран с переходной экономикой, а также создание общего рынка ЦБ Союза Беларуси и России. Это должно создать благоприятные предпосылки для использования иностранного капитала с целью развития национального фондового рынка, технологического перевооружения и наращивания производственного потенциала страны.
Таким образом сложилась ситуация при которой:
с одной стороны, создана инфраструктура фондового рынка, нормативно-правовая база, система государственного и межгосударственного регулирования обращения ценных бумаг, отвечающие требованиям международных стандартов,
а с другой – размеры иностранных портфельных инвестиций и капитализация национального фондового рынка Беларуси отстают пока от соответствующих макроэкономических показателей других стран с переходной экономикой.
В соответствии с решением Совета по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь внесена на утверждение Правительства Концепция функционирования и развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь. При разработке Концепции были учтены последние достижения мировой практики, наиболее концентрировано изложенные в докладе неправительственной группы экспертов по вопросам международной финансовой системы. В ней даны девять основных рекомендаций или практических предложений по процедурам и стандартам совершения операций, принятые к исполнению во всех странах с развитыми фондовыми рынками. К ним относятся:
1. Социальная справедливость — создание равных возможностей и упрощение условий доступа инвесторов и посредников на рынок финансовых ресурсов, недопущение монопольных проявлений, дискриминации прав и свобод субъектов рынка ценных бумаг.
2. Надежная защита инвесторов — создание необходимых условий (социально-политических, экономических, правовых) для реализации интересов субъектов рынка ценных бумаг и обеспечение защиты их имущественных прав.
3. Регулирование — образование гибкой и эффективной системы регулирования рынка ценных бумаг.
4. Контролирование — создание надежного действенного механизма надзора и контроля, предупреждение и профилактика злоупотреблений и преступности на рынке ценных бумаг.
5. Эффективность — максимальная реализация потенциальных возможностей рынка ценных бумаг, направленная на мобилизацию и размещение финансовых ресурсов в перспективные сферы национальной экономики, что благоприятствует росту экономики и удовлетворению жизненных потребностей населения.
6. Правовой порядок — создание развитой правовой инфраструктуры, обеспечивающей деятельность рынка ценных бумаг, которая четко регламентирует правила поведения и взаимоотношения его субъектов.
7. Прозрачность и открытость — обеспечение инвесторов полной информацией, касающейся условий выпуска и оборота ценных бумаг на рынке ценных бумаг; гласность финансово-хозяйственной деятельности эмитентов; устранение проявлений дискриминации субъектов рынка ценных бумаг.
8. Конкурентность обеспечение необходимой свободной предпринимательской деятельности инвесторов, эмитентов и финансовых посредников; создание условий для борьбы за наиболее выгодное получение свободных финансовых ресурсов и установление немонопольных цен на услуги финансовых посредников; соблюдение правил добросовестной конкуренции всеми участниками рынка ценных бумаг.
9. Целостность — обеспечение функционирования единой биржевой системы, основой которой являются Республиканская фондовая биржа, депозитарные и клиринговые системы по ценным бумагам. Принцип целостности требует применения единых правил совершения сделок на рынке ценных бумаг на всей территории Республики Беларусь.
Принятие этой концепции будет способствовать формированию законодательной и нормативно-правовой базы фондового рынка, что позволит избежать его стихийного развития, снимет ряд межведомственных противоречий.
Развитие рынка ценных бумаг в Республике Беларусь требует усиления мер и по обеспечению экономической безопасности государства, поскольку наиболее серьезной и непосредственной угрозой глобальной стабильности рынка ценных бумаг в условиях глобализации экономик эксперты и официальные власти единодушно называют сегодня риски, создаваемые хаотическим движением краткосрочных спекулятивных капиталов.
Глобализированная рыночная экономика современного образца имеет существенные недостатки, поскольку она, по сути, отдает приоритет спекулянту над производителем, способствует «триумфу экономических хищников».
6. Национальный банк страны и его роль в поддержании устойчивости национальной денежной системы и кредитно-денежного регулирования страны. Цели и инструменты осуществляемой Национальным банком кредитно-денежной политики, ее достоинство и недостатки. Особенности осуществляемой в Республике Беларусь кредитно-денежной политики.
Важнейшей задачей кредитно-денежного регулирования национальной экономики является обеспечение стабильности цен, полной занятости, поддержание устойчивой динамики ВВП.
Особая роль в решении этих задач среди всей совокупности кредитно-финансовых учреждений принадлежит Национальному банку Республики Беларусь, поскольку он выступает главным банком страны и является финансовым агентом правительства. Он ведет счета правительственных учреждений; аккумулирует налоги и другие доходы: осуществляет платежи правительства; проводит операции по выпуску и размещению ценных бумаг; покупает государственные облигации, формируя собственный портфель ценных бумаг; выступает советником государственных органов управления.
Национальный банк не ставит своей целью максимизацию прибыли, поэтому он не конкурирует на финансовом рынке с коммерческими банками и другими финансовыми институтами. Это «кредитор в последней инстанции» для коммерческих банков и других кредитных учреждений, предоставляющий кредиты для восполнения временной нехватки ликвидных средств. Как правило, такие кредиты обеспечены государственными ценными бумагами, торговыми векселями или долговыми обязательствами коммерческих банков. Национальный банк контролирует деятельность всех кредитных институтов на территории страны, обеспечивая их стабильную работу, снижая риск банкротства, предотвращая злоупотребления. Национальный банк – один из основных органов государственного регулирования экономики, его политика является элементом общей макроэкономической политики, поэтому он должен действовать в унисон с другими органами госрегулирования.
Различают конечные и промежуточные цели кредитно-денежной политики.
Конечные цели реализуются кредитно-денежной политикой как одно из направлений экономической политики в целом, наряду с фискальным, валютным, внешнеторговым, структурным и другими видами политики. Конечные цели включают в себя:
а) экономический рост;
б) полная занятость;
в) стабильность цен;
г) устойчивый платежный баланс
Промежуточные цели относятся к деятельности Центрального (Национального) банка непосредственно и осуществляются в рыночной экономике с помощью определенных инструментов кредитно-денежной политики – это:
а) денежная масса;
б) ставка процента;
в) обменный курс.
Они регулируются Национальным банком инструментами кредитно-денежной политики как прямого, селективного, так и косвенного воздействия. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются наряду с косвенными, прямые (административные) и селективные инструменты регулятивных воздействий.
К инструментам прямого воздействия относятся такие методы регулирования денежной массы как: прямое лимитирование кредитов, контроль над отдельными видами кредитов и т.д. Прямое лимитирование кредитов заключается в установлении верхнего предела кредитной эмиссии, ограничении размеров кредитования в тех или иных отраслях и т.д. Принцип лимитирования, как правило, используется одновременно с льготным кредитованием приоритетных секторов экономики.
К селективным инструментам кредитно-денежного регулирования относят контроль по отдельным видам кредитов (ипотечному, под залог биржевых ценных бумаг, по потребительским ссудам), установление предельных лимитов по учету векселей для отдельных банков и т.д. Поимо этого Национальный банк может оказывать прямое воздействие как на изменение денежной массы находящейся в обороте, путем изменения величины уставного фонда коммерческих банков, так и на курс валют и укрепление денежной единицы посредством пополнения валютных резервов банка за счет принудительной покупки валюты у хозяйствующих субъектов по фиксированному курсу и др.
Среди, осуществляемых Центральным (Национальным) банком, инструментов косвенного регулирования кредитно-денежной сферы выделяют такие как:
1. изменение учетной ставки (или ставки рефинансирования), то есть ставки, по которой Центральный (Национальный) банк кредитует коммерческие банки;
2. изменение нормы обязательных резервов, то есть минимальной доли депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде резервов (беспроцентных вкладов) в Центральном (Национальном) банке;
3. операции на открытом рынке: купля или продажа Центральным (Национальным) банком государственных ценных бумаг (используется в странах с развитым фондовым рынком).
Недостатком в работе Центрального (Национального) банка является то, что он не может полностью контролировать предложение денег, поскольку, например:
коммерческие банки сами определяют величину собственных избыточных резервов и кредитных ресурсов что оказывает влияние на размер предложения денег и, соответственно, на мультипликатор;
Центральный (Национальный) банк не может точно предусмотреть объем кредитов, которые будут выданы коммерческим банкам;
величина процентной ставки определяется и поведением населения и другими причинами, не всегда связанными с действиями Центрального (Национального) банка.
Эффективность денежно-кредитной политики в современных условиях в значительной мере определяется также степенью доверия к политике Национального банка, а также степенью независимости Национального банка от исполнительной власти. Последняя с трудом поддается точной оценке и определяется как на основе некоторых формальных критериев (частоты сменяемости руководства Национального банка, границ участия банка в кредитовании государственного сектора, решении проблем бюджетного дефицита и других официальных характеристик банка, зафиксированных в уставе), так и неформальных моментов, свидетельствующих о фактической независимости Национального банка.
Эффективная стабильная денежная политика (под которой подразумевается обычно низкий устойчивый темп роста денежной массы) в большинстве случаев не может сосуществовать с фискальной политикой, допускающей значительный дефицит госбюджета. Это связано с тем, что в условиях длительного, а тем более растущего дефицита и ограниченных возможностей долгового финансирования правительству бывает сложно удержаться от давления на Национальный банк с целью добиться увеличения денежной массы для финансирования дефицита.
Рынок ценных бумаг
Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) – можно определить как обобщенное, собирательное название системы отношений возникающих в процессе купли-продажи разного рода ценных бумаг и в связанных с такими сделками отраслях человеческой деятельности. Это описание может показаться неподготовленному человеку беспредметным, потому стоит попытаться представить его в виде цепочки простых элементов:
В мире существует огромное количество производственных предприятий, деятельность которых можно обозначить как последовательный процесс превращения товара в деньги и денег в товар с целью получения прибыли в процессе оборота средств. Конечными получателями прибыли оказываются владельцы этих предприятий. Если разделить право собственности на предприятие и получение прибыли от его деятельности на доли, оформить эти доли документально – то получатся такие ценные бумаги как акции. Ценность акции выражается, в первую очередь, в ожидаемом доходе для ее владельца в определенный период в будущем. Но собственник акции может предпочесть предстоящему доходу получение стоимости акции немедленно, т.е. решит продать ее. Таким образом, возникает торговля ценными бумагами.
Кроме акций существуют и другие виды ценных бумаг, например: облигации, векселя. По сути это долговые расписки обещающие превратиться в деньги в определенный момент. И у владельцев этих ценных бумаг также может появиться желание получить за них некоторую сумму сегодня, а не ожидать предстоящего расчета.
Поскольку все представители рода человеческого в своих действиях руководствуются не точным знанием будущего, а ожиданиями и прогнозами, конечная прибыль по ценным бумагам может сильно отличаться от ожидаемой. Если по облигациям и векселям еще можно предполагать их будущую стоимость, то доходы владельцев акций зависят от прибыльности соответствующих предприятий.
Ну а раз возникают риски, то появляется и понятие платы за риск. И чем менее определенным кажется предполагаемый доход по ценной бумаге в будущем, тем более вариативна ее стоимость сегодня. Процесс приобретения ценных бумаг с целью дальнейшей перепродажи в момент повышения цены на них называется спекуляцией. В данном случае этот термин не несет негативного содержания. Спекулянты (иначе – игроки) являются полноправными участниками фондового рынка.
Одним из важнейших правил функционирования рынка ценных бумаг является свободное распространение информации о ценах, объемах и иных аспектах совершаемых сделок. Если попытаться переосмыслить суть понятия фондового рынка, то можно сказать, что на нем торгуют именно информацией. Часть этой информации (например, о праве собственности, обязательствах) оформлена в виде ценных бумаг и других документов и ее достоверность кем-то гарантирована. Часть появляется в виде предположений и слухов, но также влияет на ожидания будущих прибылей и убытков и, следовательно, сегодняшних цен.
Заметим, что уровень цен (котировок, индексов) на фондовом рынке определяется, в первую очередь, спросом и предложением на предмет торгов (акции, облигации и пр.). Как показывает практика, рост или падение котировок не может произойти из-за появления информации, иногда весьма неопределенной, о настоящем или предполагаемом изменении финансового положения предприятий, организаций или государств выпустивших в оборот ценные бумаги. Так, например, сведения о засухе, наводнении, неурожае, могут существенно снизить спрос, а значит и цену акций сельскохозяйственных предприятий, а угроза войны – «обрушить» государственные ценные бумаги. Из этого можно заключить, что фондовый рынок постоянно находится в состоянии неопределенности.
Но кроме будущих и настоящих прибылей, обладание некоторыми ценными бумагами, например акциями, означает право собственности и, следовательно, возможность управления реальными заводами, банками и золотыми приисками, а долговые расписки учреждений и государств дают их владельцам возможность в некоторой степени влиять на эти структуры.
Все вышеизложенное описывает мотивы и действия лишь одной стороны, инвесторов, т.е. первичных покупателей ценных бумаг и спекулянтов эти бумаги перепродающих. Но главной общественной выгодой от операции с ценными бумагами является инвестирование аккумулируемых на рынке финансовых ресурсов в реальные производственные системы. С этой целью предприятия проводят первичное размещение своих акций на рынке (IPO). Также коммерческие организации могут предлагать для продажи свои долговые обязательства (облигации, векселя), с целью привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Стоимость ценных бумаг организации на вторичном рынке также влияет на ее инвестиционную привлекательность.
Высокая эффективность производства в странах с развитой рыночной экономикой объясняется в значительной степени достаточным и быстрым финансированием перспективных проектов через продажу ценных бумаг и оптимальным распределением привлеченных ресурсов между предприятиями в зависимости от их прибыльности.
Организационная структура фондового рынка
Прежде всего, следует отметить, что сложившаяся структура рынка ценных бумаг не результат централизованного проектирования, а сложившаяся эволюционным путем, постоянно меняющаяся исходя из текущих потребностей система. Практически все, что сегодня считается необходимым условием функционирования фондового рынка, было когда-то придумано для преодоления возникавших противоречий. Некоторые нововведения затем отмирают за ненадобностью, другие – подтверждают свою актуальность и становятся общим правилом. Однако, никакие правила или организационные структуры, не становятся самостоятельной ценностью и могут быть изменены для дальнейшего развития бизнес-процессов.
Описывая структуру рынка ценных бумаг, следует предупредить, что это не географически обозначенная торговая площадка, и не только система отношений между продавцами и покупателями. В структуре фондового рынка можно выделить:
- организованный рынок – сделки заключаются внутри определенных структур: бирж, виртуальных торговых площадок;
- небиржевой (свободный) рынок – торговля ценными бумагами происходит без биржевого посредничества и биржевых правил;
- кассовый рынок (кэш, слот) – характеризуется немедленной оплатой по заключенным сделкам;
- срочный рынок – где оплата откладывается на оговоренный срок;
- денежный рынок – срок обращения ценных бумаг не более года, таким образом происходит купля-продажа векселей, чеков, краткосрочных облигаций;
- рынок капиталов (инвестиционный) – место торговли акциями, долгосрочными облигациями.
Существуют и другие критерии классификации фондовых рынков, однако этот материал слишком обширен и заслуживает специального исследования.
Среди участников рынка ценных бумаг нужно выделить в первую очередь:
-
– первых продавцов ценных бумаг; как правило, это лица выпустившие бумаги в обращение и несущие ответственность по обязательствам в этих бумагах содержащихся; – приобретателей ценных бумаг, средства которых являются источником финансирования для эмитентов и их проектов;
Следующей категорией участников фондового рынка являются посредники:
-
– профессиональные участники, производящие операции с ценными бумагами по поручению клиента и за его счет, доход брокера составляет комиссионное вознаграждение от клиента;
- дилеры – такие же посредники, но проводящие операции за свой счет и получающие прибыль от разницы между ценой покупки и продажи;
- управляющие компании – юридические лица, производящие сделки от имени своих клиентов и в их интересах за оговоренное вознаграждение.
Также среди участников фондового рынка выделяют его организаторов и регуляторов. На неорганизованном, внебиржевом рынке эти лица, разумеется, отсутствуют.
Организаторами рынка являются:
- расчетные центры – предприятия, ведущие расчетные счета других участников рынка и производящие расчеты по сделкам;
- регистраторы и депозитарии – занимаются учетом, регистрацией, хранением и оформлением перехода прав собственности на ценные бумаги.
Также среди профессиональных участников рынка обычно присутствуют консультанты, снабжающие заинтересованных лиц необходимой информацией и получающие от них вознаграждение.
Обязательными элементами организованного фондового рынка являются различного рода контролирующие органы, как государственные, так и сформированные другими постоянными участниками на принципах самоуправления. Внутренние органы бирж занимаются, в первую очередь, регулированием текущей деятельности, государственные – следят за соблюдением законодательства.
Таков общий обзор такой сложной и постоянно меняющейся структуры как рынок ценных бумаг. На самом деле эта система гораздо сложнее и ее развитие и совершенствование продолжается и будет продолжаться, т.к. у всех изменений в этой области есть мощный «двигатель» – постоянное движение мощных финансовых потоков направленных на получение прибыли и приумножение капитала.
Рынок ценных бумаг в Республике Беларусь
Фондовый рынок в Беларуси – явление скорее теоретическое. За годы постсоветского развития было проведено акционирование большинства государственных промышленных предприятий. Первичное распределение акций практически везде проходило по одному из трех основных сценариев:
- акции оставались в государственной собственности, однако в названии появлялось определение «акционерное общество»;
- акции распределялись между сотрудниками, чаще всего пропорционально трудовому стажу на предприятии;
- два предыдущих сценариев соединялись в различных пропорциях, но право решающего голоса оставалось у государства независимо от количества акций.
Вторичная перепродажа акций происходила либо по решению государственных органов о продаже госсобственности, либо акции скупались у физических лиц неформально и за наличный расчет.
На акционированных предприятиях сформированы органы управления имуществом: наблюдательные советы и т.п., но инициативы в управлении имуществом с их стороны оказались скорее исключением, реальная власть осталась у директоров предприятий и, разумеется, государства. Отчетность таких обществ перед акционерами, как правило, не соответствует стандартам, принятым рыночной экономической системе. IPO, т.е. первичное размещение акций, белорусских предприятий на фондовой бирже также не проводилось.
Пожалуй, самым большим, а главное, многообещающим достижением в этом направлении можно назвать подписание 5 января 2015 года Закона №231-З «О рынке ценных бумаг». Полностью этот документ вступит в силу с 1 января 2016 года. В Законе даны определения многих понятий, необходимых для формирования структуры фондового рынка в его современном понимании. Таким образом складывается в настоящий момент торговля акциями белорусских предприятий.
Продажа облигаций, в частности банковских, внутри страны, и долговых обязательств государства на внешнем рынке получила некоторое развитие. Первичное размещение этих активов производится силами самих эмитентов, вторичный же рынок также пока не сформировался.
Источник https://studopedia.ru/21_103402_osobennosti-belorusskogo-fondovogo-rinka.html
Источник https://studfile.net/preview/9719271/page:5/
Источник https://myfin.by/wiki/term/rynok-cennyh-bumag