Стандарты и особенности организации торговли на фондовых биржах международных финансовых центров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Текст научной работы на тему «Стандарты и особенности организации торговли на фондовых биржах международных финансовых центров»
МИРОВОЙ ФОНДОВЫЙ РЫНОК
СТАНДАРТЫ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
ТОРГОВЛИ НА ФОНДОВЫХ БИРЖАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ЦЕНТРОВ
Э.М. САДЫГОВ, кандидат экономических наук, доцент Государственный университет экономики и финансов (Санкт-Петербург)
Нью-йоркская фондовая биржа представляет собой традиционную торговую систему, основанную на двойном аукционе. Среди участников торговли можно вьщелить специалистов и брокеров. Специалистов по численности меньше брокеров, через них брокеры доставляют поручения клиентов на куплю-продажу ценных бумаг и заключаются сделки.
Каждая ценная бумага, прошедшая процедуру листинга, прикрепляется к определенному специалисту, который занимается торговлей этой ценной бумагой в определенном месте, получившем название: «торговый пост». На бирже существуют 17 специализированных торговых постов. Приказы поступают на торговый пост с помощью средств электронной связи либо их приносит непосредственно брокер.
Сделка совершается тогда, когда самая высокая цена на покупку приближается к самой низкой цене на продажу. Роль специалиста в торговом процессе заключается в выполнении следующих функций:
• функции агента брокера, когда он исполняет приказы клиентов брокера купить определенную ценную бумагу по цене ниже текущей рыночной цены или продать по цене выше текущей рыночной цены. В этом случае приказ не выполняется до тех пор, пока рыночная цена не достигнет указанного клиентом уровня;
• функции посредника между приказами брокеров на покупку и продажу ценных бумаг в режиме реального времени;
• функции предоставления ценовой информации. В начале каждого биржевого дня специалист формирует цену на каждый вид ценной бумаги, торгуемой в его секторе (на торговом посту). Под воздействием спроса и предложения в течение дня формируется текущая рыночная цена, информация о которой предоставляется брокерам;
• функции стабилизации цены, которая означает, что специалист допускает лишь минимальные колебания цены во время торговой сессии, гарантируя, таким образом, стабильный ход торговли;
• функции дилера, когда специалисту приходится задействовать собственный капитал для приведения в равновесие цен покупки и продажи в условиях их нестандартного отклонения. В этих условиях специалист продает или покупает ценные бумаги вопреки сложившейся конъюнктуре рынка до тех пор, пока цены спроса и предложения не уравновесятся. После торговой сессии, осуществляемой в традиционной форме (с 9.30 до 16.00), на бирже в течение одного часа организуется торговля через компьютерные системы в форме двух кросс-сессий:
• первая кросс-сессия предусматривает торговлю по ценам на момент закрытия биржи;
• вторая кросс-сессия осуществляется большими пакетами, которые называются корзинами, стоимостью не менее 15 млн дол. Правилами торговли на фондовой бирже предусмотрена также возможность автоматической приостановки торговли и отключения всех компьютерных систем программного трейдинга на 30 мин и более в связи с такими колебаниями цен, которые приводят к падению индекса Dow Jones Industrial Average (DJIA) более чем на 350 пунктов.
На Нью-Йоркской фондовой бирже торговля ценными бумагами осуществляется только тех компаний, которые прошли процедуру листинга. Стандарты листинга для компаний-резидентов отличаются от стандартов листинга, разработанных для компаний-нерезидентов. Минимальные количественные критерии стандарта листинга для компаний — резидентов могут быть представлены в виде следующей таблицы:
Критерии размещения ценной бумаги и критерии размера бизнеса
Число держателей ценной бумаги корпоративного эмитента (число держателей торговой единицы — обычно 100 акций) 2 000 человек резидентов
Или всего держателей акций, в том числе: 2 200 человек
Среднемесячный объем продажи акций за последние шесть месяцев 100 тыс. акций
Или всего держателей акций, в том числе: 500 человек
Среднемесячный объем продажи акций за последний год 1 млн акций
Вложения в государственные ценные бумаги, в том числе: 1,1 млн шт. в обращении
Курсовая стоимость государственных ценных бумаг 100 млн дол.
Первоначальное первичное предложение акций (акционерный капитал) 60 млн дол.
Общая величина прибыли до налогообложения за последние три года 6,5 млн дол.
То же, за последний год 2,5 млн дол.
То же, за предыдущие два года 2 млн дол. ежегодно
Или за последний год при условии, что три последних года имела место прибыль 4,5 млн дол.
Или денежный поток от основной деятельности за три года (для компаний с общей капитализацией на международном рынке не менее 500 млн дол. за последние 12 мгсяцев). При этом величина денежного потока за каждые из трех лет должна бьп ь положительна. Не менее 25 млн дол.
В дополнение к минимальным стандартам, приведенным выше, на бирже существуют и другие обязательные требования: компания должна иметь стабильные темпы роста. Кроме того, Нью-йоркская фондовая биржа оставляет за собой право вводить новые требования для каждой отдельной компании в зависимости от условий и обстоятельств, которые делают листинг данной компании нежелательным.
Система оплаты процедуры листинга компаниями-резидентами предусматривает единовременный первоначальный взнос в размере 36,8 тыс. дол. и ежегодные взносы в зависимости от объема выпуска и обращения акций. Биржа выставляет счета на оплату листинга эмитентам по состоянию на 1 января каждого года. Все акции, находящиеся в обращении на бирже на момент выписки счета, включаются в расчет ежегодного взноса, за исключением тех, которые являлись предметом листинга непрерывно в течение последних 15 лет.
Компании-нерезиденты США (иностранные компании) имеют право выбирать систему стандартов для прохождения процедуры листинга: либо альтернативную систему стандартов для иностранных компаний, либо систему стандартов для компаний-резидентов.
Альтернативная система стандартов для иностранных компаний-эмитентов разработана в целях предоставления возможности крупным иностранным компаниям котировать свои акции на Нью-йоркской фондовой бирже. Основные критерии такой системы фокусируются на размещении акций на международном рынке, а не на размещении акций иностранной компании на внутреннем фондовом рынке США. Среди них: • число держателей ценной бумаги на международном рынке — не менее 5000 человек;
• вложения в государственные ценные бумаги, выпущенные в обращение на международном рынке, — 2,5 млн шт.; в том числе их курсовая стоимость — 100 млн дол.;
• общая величина прибыли до налогообложения за последние три года — 100 млн дол.;
• общая величина денежного потока за три года — 100 млн дол.; в том числе за два последних года — 25 млн дол.;
• или величина общей капитализации на международном рынке — 1 млрд дол., доход и стоимость активов за последний год работы компании — 100 млн дол.
Система оплаты процедуры листинга компаниями-нерезидентами аналогична системе взносов для компаний-резидентов.
Делистинг на Нью-йоркской фондовой бирже осуществляется в случаях, если число акционеров уменьшается до 1 200 человек, число акций у частных лиц уменьшается до 600 тыс. шт., стоимость активов компании падает ниже 5 млн дол.
Лондонская биржа организует торговлю акциями различными способами в зависимости от ликвидности их рынка и изменчивости индекса FTSE: 1. SET (Stock Exchange Electronic Trading Service) представляет электронную торговлю ценными бумагами, включенными в корзину индекса FTSE 100, и прежде всего «голубыми фишками». Эта торговля организована в октябре 1997 года и основана на использовании электронной книги приказов, которая обеспечивает автоматическое выполнение заявок на продажу и покупку ценных бумаг при совпадении цен в них. Наряду с названными ценными бумагами в системе SET могут торговаться наиболее ликвидные ценные бумаги, входящие в корзину индекса FTSE 250, а также некоторые ирландские акции.
Правилами биржи предусматриваются пять видов приказов, которые члены биржи могут передать в электронную книгу приказов.
• лимитный приказ (limit), в котором выражается желание заключить сделку в определенном объеме по заранее обусловленной или лучшей цене;
• приказы исполнения по лучшей цене (at best). Эти приказы выполняются, как правило, немедленно по наилучшей возможной цене;
• приказы «выполнить» или «вычеркнуть» (fill or kill), которые исполняются полностью или отклоняются. В них могут содержаться ограничения цен;
• приказы «исполнить» и «устранить» (execute and eliminate) означают, что они могут быть исполнены частично по обусловленной цене. Неисполненная часть приказа отклоняется (устраняется);
• рыночные приказы (market). В них цена не устанавливается и торговля на их основе осуществляется по аукционным ценам. Следует отметить, что перед началом торговли вводятся лимитные приказы, информация о которых позволяет участникам торговли оценить состояние рынка той или иной ценной бумаги. Затем биржа объявляет цены открытия на начало торговой сессии, по которым могут автоматически совершаться сделки в любом объеме, если эти цены совпадают с ценами исполнения в приказе. При этом приоритет отдается приказу, в котором содержится наилучшая цена (покупателя/продавца), а при их совпадении — первому поступившему в систему приказу.
В дальнейшем осуществляется исполнение приказов в режиме непрерывной торговли по мере их поступления в торговую систему и совпадения цен. Приказы могут быть исполнены частично, оставаться в электронной книге до исполнения, изыматься из системы. Как правило, большинство сделок (около 75%) исполняется по цене приказа.
К концу торговой сессии биржа закрывает книгу приказов для ввода новых приказов, неисполненные приказы могут быть перенесены на следующий день.
2. SEAQ (Stock Exchange Automated Quotation System) — система_автоматизированных котировок биржи, которая предусматривает обязательное участие маркет-мейкеров в поддержании котировок акций английских компаний. В этой системе торгуется большинство акций, включенных в список биржи, а потому выставленные котировки служат ориентиром цены для заключения сделок по телефону между участниками рынка и маркет-мейкерами.
«Желтая полоса» представляет собой наилучшую цену покупки (продажи) ценной бумаги в любой момент торговой сессии, которую определяют до четырех маркет-мейкеров, котирующих эти ценные бумаги.
Кроме того, данная система предусматривает организацию в течение торгового дня дополнительно двух разовых аукционов — в 11.00 и 15.00 для осуществления купли-продажи акций по крупным пакетам. Участники торговли имеют возможность вводить лимитные приказы в течение ограниченного времени, по истечении которого приказы немедленно исполняются, а неисполненные части приказов автоматически удаляются биржей.
3. SEATS PLUS (Stock Exchange Alternative Trading Service) — альтернативная система торговли — представляет собой сочетание конкурирующих котировок и (или) приказов на акции. В ней осуществляется торговля акциями «начинающих» компаний, а также ценными бумагами, которые зарегистрированы на бирже, но не имеют статуса поддержки котировок маркет-мейке-рами через торговую систему SEAQ. В то же время здесь организуется система котировок не менее двух маркет-мейкеров для ценных бумаг «начинающих» компаний. Заключение сделок осуществляется на основе рыночных приказов членов биржи и котировок маркет-мейкеров.
В настоящее время большинство сделок с государственными ценными бумагами совершается в бездокументарной форме при помощи электронных торговых систем. Основной системой, используемой на Парижской фондовой бирже, является система непрерывных котировок САС. Она работает 5 дней в неделю, причем прием заявок, которые вводятся в систему САС, начинается в 8 ч 30 мин.
Заявки сразу же распределяются по ценам, а в пределах одной цены — в зависимости от времени поступления. После этого, до 10 часов утра, рынок находится в подготовительной стадии. Заявки накапливаются в централизованной автоматизированной книге заявок. Каждый раз при появлении новой заявки компьютер рассчитывает возможный курс ценных бумаг и, в зависимости от поступивших лимитных заявок, центральный компьютер рассчитывает «цену открытия», при которой можно продать и купить наибольшее число ценных бумаг1.
Одновременно система трансформирует заявки, подлежащие исполнению по рыночной цене, в лимитные заявки с «ценой открытия». Все заявки на покупку выше «цены открытия» и все заявки на продажу ниже этой цены удовлетворя-
1 Рубцов Б. Б. Зарубежные фондовые рынки: инструменты, структура, механизм функционирования. — М.: Инфра-М, 1996.
ются полностью. Заявки с ценами, равными «цене открытия», исполняются в зависимости от наличия встречных заявок. Заявки, не исполненные по «цене открытия», остаются в компьютеризованной книге заявок.
С 10 до 17 ч торговля вдет по принципу непрерывного двойного аукциона, поступление заявки на покупку приводит к немедленному осуществлению одной или нескольких сделок, если в книге заявок имеется встречное предложение. При равенстве цен имеет значение время поступления.
Предположим, в 10 ч 15 мин ситуация в компьютеризованной книге заявок была следующей.
Заявки на покупку Заявки на продажу
Число Цена Число Цена
2000 148 151 1 000
1500 147 152 1 000
1000 146 153 2 500
Если в систему поступит заявка на покупку 4 ООО акций по лимитной цене в 152 фр., она будет немедленно исполнена: 1 ООО акций будут проданы по 150 фр., 1 500 — по 151 фр., и оставшиеся 1 500 — по 152 франка.
Если приказ был не лимитным, а рыночным, он автоматически превращается в лимитный по лучшей цене на момент поступления, то есть по цене 150 франков. В этом случае 1 000 акций будут куплены за 150 франков, а в книге заявок появится заявка на покупку дополнительно 3 000 акций с лимитной ценой в 150 франков2.
Система автоматически распространяет информацию о ходе торгов. Трейдеры видят на экране 5 лучших заявок на покупку и продажу, общее число проданных акций за торговую сессию, общее число заявок на покупку и продажу, а также данные о 5 последних заключенных сделках. Примерно 50% лимитных заявок являются скрытыми, поскольку трейдеры не обязаны раскрывать все заявки, которые они вводят в систему. Это означает, что по одной цене можно продать (купить) больше акций, чем указано в «книге заявок».
На Парижской бирже 2 января 1996 года была введена в действие электронная система расчетов ЕиЯОСАС, базой для которой послужила система САС. Вначале доступ к этой системе имели только профессионалы, работающие на бирже с акциями, но в ноябре 1996 года доступ получили посредники, не являющиеся зарегистрированными членами Парижской биржи для проведения операций с евробумагами независимо от места их котировки. Операции в системе проводятся постоянно, причем маркет-мейкеры объявляют цены покупки и продажи поступающих заявок по сделкам на сумму не менее 1 млн франков. Безопасность сделок в системе гарантируется компенсационной палатой Общества французских бирж, но только в отношении ценных бумаг, гарантированных ОФБ. Процедура поставки и оплаты происходит при помощи клиринговых систем Еигос1еаг и Сеёе1.
2 Рубцов Б.Б. Зарубежные фондовые рынки: инструменты, структура, механизм функционирования. — М.: Инфра-М, 1996.
11.7. Международное регулирование фондовых рынков.
Регулирование инвестиционной деятельности в странах – членах Европейского Союза (ЕС; European Union, EU) осуществляется в рамках единого правового пространства и основано на следующих принципах:
Верховенства права ЕС по отношению к праву государств-членов;
Прямое действие норм права ЕС, регулирующих различные виды общественных отношений в государствах — участниках Союза;
Интеграция норм права ЕС в национальные правовые системы государств-членов;
Юридическая защита права ЕС Судом Европейских Сообществ.
Комплексность отраслевого регулирования отдельных видов общественных отношений, достигаемая путем приведения норм права ЕС и норм национального права государств -членов Союза в единую систему на основе общих принципов.
Важное значение для регулирования инвестиционной деятельности в странах ЕС имела Директива 1993 года «Об инвестиционных услугах в области сделок с ценными бумагами» (Директива об инвестиционных услугах, Investment Services Directive, ISD).
Действие Директивы 1993 года распространялось главным образом на инвестиционные фирмы, т.е. организации, деятельность которых заключается в предоставлении инвестиционных услуг, а именно:
1) брокерских услуг,
2) осуществлении сделок с ценными бумагами от своего имени (в качестве принципала по сделке),
3) активной деятельности на рынке ценных бумаг, влияющей на его формирование («market making»),
4) управлении портфелями ценных бумаг,
5) страховых услуг при сделках с некоторыми видами ценных бумаг,
6) профессиональных консультаций по вопросам инвестиций,
7) хранении и управлении пакетами ценных бумаг,
8) услуг андеррайтинга.
Директива об инвестиционных услугах начала процесс стандартизации регулирующих правил для рынков капитала в ЕС и трех государств вне ЕС, являющихся частью Европейской экономической зоны — Исландии, Лихтенштейна и Норвегии.
Директива об инвестиционных услугах не требует специального лицензирования кредитных организаций для оказания ими инвестиционных услуг. Инвестиционная деятельность кредитных организаций подпадает под действие общих мер пруденциального надзора, предусмотренных Директивой об инвестиционных услугах.
Основные результаты принятия Директивы 1993 года заключались в следующем:
Достигнут компромисс между системой универсальных банковских услуг и системой разделения банков на коммерческие и инвестиционные;
Произошло объединение регулятивных подходов различных правовых систем стран – членов ЕС в единую систему регулирования рынка финансовых услуг.
Вместо Директивы об инвестиционных услугах 1993 года в апреле 2004 года была принята Директива 2004/39/ЕС «О рынках финансовых инструментов» (Директива о финансовых рынках; The Markets in Financial Instruments Directive, MiFID) 37 , которая имеет обязательный характер для государств-членов ЕС.
Принятие директивы представляет собой часть плана ЕС по созданию единого панъевропейского рынка финансовых инструментов и услуг.
В соответствии с данной Директивой инвестиционными считаются следующие услуги или виды деятельности 38 :
1) получение и передача приказов в отношении финансовых инструментов;
2) выполнение поручений от имени клиентов; заключение сделок за свой счет;
3) управление портфелями ценных бумаг;
4) инвестиционное консультирование;
5) андеррайтинг финансовых инструментов и/или размещение финансовых инструментов с обязательством их выкупа;
6) размещение финансовых инструментов без обязательств по их выкупу;
7) управление многосторонними торговыми системами.
Директивой установлено, что инвестиционные услуги могут оказывать не только специализированные фирмы, но и банковские учреждения.
Универсализация банковской деятельности предполагает получение соответствующей лицензии и соблюдение требований к уставному капиталу; руководителям фирмы и ее акционерам (владельцам существенных долей в капитале).
Одним из важных результатов принятия Директивы о рынках финансовых инструментов стало сближение законодательства разных государств ЕС, которое существенно способствует снятию административных барьеров для движения капитала из одной страны в другую.
После принятия Директивы национальное регулирование рынков капитала в странах ЕС сохраняется лишь в части «экстренного» регулирования в случае кризисов. Упрощается и возможность работы в странах ЕС филиалов брокерских, страховых и инвестиционных компаний из других стран MiFID.
Директива устанавливает унифицированные требования к предоставлению единого для ЕС пакета информации по каждому конкретному финансовому инструменту и хранению информации о сделках, а также уточняет требования к операциям с новыми финансовыми инструментами. Существенно увеличивается степень защиты инвесторов. Пакет MiFID содержит механизм прямой компенсации инвестору со стороны инвесткомпаний в случае нарушений правил директивы.
В соответствии с требованиями Директивы ЕС о рынке финансовых инструментов инвестиционные фирмы обязаны предоставлять клиентам и потенциальным клиентам информацию об инвестиционной фирме и ее услугах, а также о кредитной организации, банке-кастодиане и аудиторе, с которыми у инвестиционной фирмы заключены соответствующие договоры.
К основным организационным требованиям, предъявляемым Директивой к инвестиционным компаниям, можно отнести:
Требования к механизмам внутреннего контроля;
Требования к процедурам оценки рисков;
Требования к процедурам контроля и защиты информационных систем;
Требования к административным процедурам.
Одно из принципиальных новшеств Директивы касается так называемых альтернативных торговых систем (alternative trading systems, ATS) 39 . MiFID дает зеленый свет новым альтернативным системам торгов, которые наравне с традиционными биржами предоставляют инвесторам де-юре одинаковые возможности. Считается, что АТС отличаются большей скоростью и надежностью в обработке и исполнении запросов. Де-факто Директива MiFID объявила свободную конкуренцию на финансовых рынках.
Директива регламентирует открытость биржевых сделок: о факте совершения транзакции стороны должны сообщать в течение 3 минут. Исключение составляют сделки с крупными пакетами ценных бумаг.
Среди нововведений MiFID и общие правила о защите прав потребителя. Например, брокер должен оценивать пригодность инвестиционных портфелей, предлагаемых клиенту; новый акт укрепляет позицию потребителя в случае конфликта интересов.
Кроме того, с 1 ноября 2007г. фондовые брокеры смогут претендовать на освобождение от гербового сбора (stamp duty) по сделкам с акциями на любом рынке, который регулируется MiFID, даже не являясь членами этого рынка и не отчитываясь о торговых сделках перед этим рынком.
Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO)
IОSCO — это международная организация комиссий по ценным бумагам (англ. International Organization of Securities Commissions, сокр. IOSCO), объединяющая национальные органы регулирования рынка ценных бумаг. Сайт организации — www. iosco. org. Официальные языки организации — английский, французский, испанский и португальский.
История создания и деятельности IOSCO
Организация была создана в 1974 году как Ассоциация регуляторов Северной и Южной Америк. В апреле 1983 года на конференции Кито (Эквадор), было решено придать ассоциации международный статус. В 1984 году к организации присоединились регуляторы из Великобритании, Франции, Индонезии и Южной Кореи. В июле 1986 года IOSCO провела свою ежегодную конференцию в Париже, впервые за пределами Северной и Южной Америк. На ней действующие члены согласились создать постоянный действующий орган — генеральный секретариат, который сегодня находится в Мадриде.
В 1986 году была принята резолюция, которая обязала национальные комиссии по ценным бумагам предоставлять помощь в пределах организации в сфере защиты прав инвесторов и контроля деятельности посредников, торгующих ценными бумагами, а также посредников, которые продают и покупают фьючерсные контракты.
В 1987 году был организован технический комитет, в задачи которого входит:
- Изучение проблем, возникающих в сфере правового регулирования национальных рынков ценных бумаг и фьючерсов.
- Обобщение результатов и подготовка обзоров.
- Разработка предложений мероприятий, которые способствуют решению проблем правового регулирования.
Кроме того, данный комитет изучает международные стандарты составления отчётов о деятельности, регулирования вторичных рынков ценных бумаг и фьючерсов, регулирования посреднической деятельности, ведения бухгалтерского учёта, а также механизмы обеспечения и соблюдение правовых норм и обмена информацией.
В 1989 году в структуре ІОSСО был создан комитет по развитию. Его главная задача — изучение проблем, возникающих на развивающихся рынках ценных бумаг. Комитет по развитию отвечает за разработку мероприятий по стимулированию развития рынков и деятельности расчётных и клиринговых организаций, определяет характер влияния процессов интернационализации на государственное регулирование развивающихся рынков ценных бумаг, разрабатывает предложения относительно применения минимальных стандартов информированности участников рынка ценных бумаг.
В 1998 году IOSCO принял комплексный набор «Целей и принципов регулирования ценных бумаг» («Принципы IOSCO», действующая редакция от июня 2010 года), которые в настоящее время признаны международной нормативной базой для всех рынков ценных бумаг.
В 2003 году организация одобрила комплексную методологию (методология оценки принципов IOSCO). IOSCO использует эту методологию для объективной оценки уровня реализации принципов IOSCO в юрисдикции стран-членов и для содействия в разработке планов практических действий по устранению выявленных недостатков.
В 2002 году IOSCO приняла «Многосторонний меморандум о взаимопонимании в отношении консультаций и сотрудничества и обмена информацией» (IOSCO MMoU), который был разработан для содействия трансграничному исполнению и обмену информацией между международными регуляторами ценных бумаг.
В 2005 году IOSCO одобрила MMOU IOSCO в качестве ориентира для международного сотрудничества между регуляторами ценных бумаг, а также сформулировала четкую стратегию и цели расширения сети подписчиков МООО IOSCO к 2010 году. Главным приоритетом для IOSCO является то, что её участники продолжили эффективное внедрение принципов IOSCO и MMoU, тем самым облегчая международное сотрудничество, уменьшая глобальный системный риск, защищая инвесторов и поддерживая справедливость и эффективность рынка ценных бумаг.
Сегодня (июль 2018 года) в организации состоит 218 членов из 115 юрисдикций. Члены организации регулируют 95% рынка ЦБ в мире, 75% членов — это регуляторы из развивающихся стран.
Структура организации
Во главе организации стоит президентский комитет, в который входят все руководители постоянных и ассоциированных членов. Он собирается ежегодно.
Исполнительный комитет, который периодически заседает в течение года, включает 19 членов: руководителей технического комитета, комитета развивающихся рынков и региональных комитетов (Азиатско-Тихоокеанского, Межамериканского, региона Африки и Ближнего востока, Европейского — по одному представителю от каждого), а также 9 постоянных членов, выбираемых президентским комитетом.
Категории участников
Существует три категории членов: постоянные, ассоциированные и аффилированные.
Постоянные члены (их 128) являются национальными комиссиями по ценным бумагам или аналогичными государственными органами, которые обладают полномочиями по регулированию локального рынка ценных бумаг или деривативов в своей стране или соответствующей юрисдикции.
Ассоциированными членами (их 27) являются, как правило, наднациональные и международные правительственные регуляторы, межправительственные международные организации и другие международные нормотворческие органы, а также иные правительственные органы, имеющие соответствующую заинтересованность в регулировании ценных бумаг.
Аффилированные члены (количество — 63) являются саморегулируемыми организациями участников рынка ценных бумаг (СРО), биржами ценных бумаг, инфраструктурами на финансовых рынках, международными организациями, не являющимися правительственными организациями, имеющими соответствующую заинтересованность в регулировании ценных бумаг.
Цели и задачи организации
Главные задачи IOSCO лежат в сфере координации сотрудничества между регуляторами (комиссиями) по ценным бумагам разных стран с целью обеспечения более эффективного государственного регулирования национальных рынков ценных бумаг.
- Обмен опытом государственно-правового регулирования рынка ценных бумаг, а также внедрение более совершенных методов регулирования рынка ценных бумаг.
- Выработка единых стандартов поведения на рынках ценных бумаг и осуществление государственного надзора за международными соглашениями в области обращения ценных бумаг.
- Взаимная помощь с целью обеспечения единства и неделимости рынков ценных бумаг и борьбы с правонарушениями.
Цели IOSCO и принципы регулирования рынка ценных бумаг были одобрены G20 в качестве соответствующих стандартов в этой области. Они являются принципами, которые определяют деятельность IOSCO в разработке и внедрении признанных и правильных международных стандартов регулирования и надзора. Данные стандарты составляют основу для оценки рынка ценных бумаг для программ оценки финансового сектора Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка.
Таким образом, организация IOSCO занимается разработкой стандартов регулирования национальных фондовых рынков c целью гармонизации рынков ценных бумаг разных юрисдикций между собой и в целом. Документ «Цели и принципы регулирования рынков ценных бумаг» (IOSCO Principles) — это основа для регулирования национальных фондовых рынков в большинстве развитых стран. Кроме того, организация обеспечивает обмен информацией между регулирующими органами разных стран и ведёт базы данных по национальным фондовым законодательствам.
Источник https://cyberleninka.ru/article/n/standarty-i-osobennosti-organizatsii-torgovli-na-fondovyh-birzhah-mezhdunarodnyh-finansovyh-tsentrov
Источник https://studfile.net/preview/4673171/page:45/
Источник https://journal.open-broker.ru/investments/mezhdunarodnaya-organizaciya-komissij-po-cennym-bumagam-iosco/