Государство на рынке ценных бумаг в РФ
Государство на рынке ценных бумаг представлено следующими инстанциями: ФСФР, ЦБ РФ, МинФин РФ, Федеральная служба страхового надзора (подробнее о роли перечисленных органов), и выполняет четыре основные функции.
1. Системообразующая
Особенность РЦБ заключается в том, что ценности, которые на нем обращаются, выступают как совокупность определенных прав, поэтому для его существования необходима нормативно-правовая база и система право-применения, которые создает и обеспечивает гос-во.
То, насколько эффективно будет функционировать рынок ц/б в стране, во многом зависит от того, какую модель сформирует гос-во. При создании российской модели РЦБ были изучены рынки развитых стран, что является большим преимуществом для РФ, ведь на основе опыта зарубежных стран Россия имеет возможность не повторять тех ошибок, которые были совершены другими государствами в прошлом.
Основной целью улучшения отечественного фондового рынка является обеспечение условий для экономического роста на базе улучшения инвестиционного климата. Рынок ц/б способствует формированию в РФ инновационной рыночной экономики, финансовой основой которой является национальный капитал и либеральное отношение к иностранным инвестициям.
На начальном этапе формирования РЦБ в рамках данной функции гос-во осуществляло прямую поддержку инфраструктуры, оно самостоятельно привлекало частные инвестиции финансовых организаций. Позже в результате становления фондового сектора данная функция была частично передана Профессиональным участникам рынка ц/б.
2. Регулирующая функция
Государство на рынке ценных бумаг создает систему регулирования и обеспечивает ее жизнедеятельность, разрабатывает нормы, стандарты и правила функционирования РЦБ и его участников, а также контролирует их соблюдение. С помощью фондового рынка гос-во может управлять денежными потоками в соответствии с приоритетами своей экономической политики.
Сущность Профессиональной деятельности на рынке ц/б представляет собой важный раздел рыночной экономики, который формирует большое количество рабочих мест и генерирует огромные налоговые поступления. Таким образом, государство на рынке ценных бумаг должно обеспечить его развитие как одной из наиважнейших сфер финансовых услуг.
3. Государство как заемщик на РЦБ
На финансовом рынке гос-во может выступать как эмитент ц/б – выпуская бумаги, оно фактически занимает денежные средства у тех субъектов, которые их покупают. Ценные бумаги выпускаются с целью финансирования целевых программ и для покрытия бюджетного дефицита. Государство имеет право эмитировать только долговые ц/б, а именно облигации. Выпускать акции ему запрещено.
4. Государство как инвестор на РЦБ
Гос-во владеет пакетом акций приватизированных предприятий, которые закреплены в федеральной собственности. В первую очередь оно держит и управляет пакетами ц/б тех компаний, которые имеют национальное значение для того, чтобы контролировать их деятельность и влиять на экономическую ситуацию в стране.
Государство на рынке ценных бумаг – взаимосвязь функций
Все функции тесно взаимосвязаны, так выступая в качестве заемщика и инвестора, гос-во осуществляет регулирование экономики. Выполнение всех функций государства основано на нормативно-правовой базе, которая формируется в процессе реализации системообразующей функции.
12) Роль эмитентов на рынке ценных бумаг. Государство как главный эмитент фондового рынка.
Согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» эмитент — это юридическое лицо, группа юридических лиц, связанных между собой договором, или органы государственной власти и местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед инвесторами по осуществлению прав, удостоверенных ценной бумагой.
Эмитент поставляет на фондовый рынок товар — ценную бумагу, качество которой определяется статусом эмитента, хозяйственно-финансовыми результатами его деятельности, а маркетабельность — часто просто количеством «кoлокoльчикoв и свистков», которые выглядят весьма привлекательно в глазах неискушенного российского инвестора.
Однако не следует думать, что эмитент уходит с рынка, поставив на него ценные бумаги. Эмитент постоянно присутствует на нем, так как он должен нести от своего имени обязательства перед покупателями (инвесторами) ценных бумаг по осуществлению прав, удостоверенных ими. Кроме того, эмитент сам оперирует своими ценными бумагами, осуществляя их выкуп или продажу.
На рынке эмигент прежде всего оценивается с точки зрения инвестиционных качеств выпускаемых им (предлагаемых на продажу) ценных бумаг. Схематично состав эмитентов представлен на рис. 10.1.
Первенство среди российских эмитентов прочно удерживает государство. Важным фактором особой популярности ценных бумаг этого эмитента является его статус. Считается, что государственные ценные бумаги имеют нулевой риск, так как возможен крах банка, банкротство акционерного общества, но государство будет нести свои обязательства всегда, поскольку с ним ничего подобного произойти не может. По теории инвестиционного анализа ценные бумаги, имеющие нулевое или близкое к нему значение риска, могут продаваться с минимальным доходом.
Практика торговли ценными бумагами на развитых фондовых рынках мира подтверждает этот постулат. Государственные ценные бумаги сочетают в себе несколько приятных для инвестора свойств: при действительно низком риске обладают приемлемой доходностью и из-за хорошо отлаженной технологии торговли — почти абсолютной ликвидностью. Поэтому государство как эмитент ценных бумаг занимает прочные позиции на российском фондовом рынке.
Следует отметить, что местные органы власти вышли на фондовый рьшок несколько позже федеральных органов власти (а именно в 1992 г.) и статус их несколько ниже. Местная администрация может в обеспечение ценных бумаг предложить лин1ь муниципальную собственность — жилищный фонд, ликвидность которого ограничена. Поэтому эмитент должен прибегать к «колокольчикам и свисткам», т.е. к предоставлению
налоговых или арендных льгот, выпуску доходных облигаций и т.д. Негосударственные структуры при выпуске ценных бумаг могут пользоваться поддержкой органов власти различных уровней, которые либо выступают гарантами по этим ценным бумагам, либо устанавливают налоговые льготы и т.д. Примером такого эмитента может служить РАО «Высокоскоростные магистрали», выпустившее облигации, гарантом которых выступал Минфин России.
Как эмитенты ценных бумаг акционерные общества, ошосящиеся к производственному сектору, качественно разделяются. Приватизированные предприятия составляют одну группу, а другую вновь создаваемые акционерные общества. Акционерное общество, возникшее в результате приватизации как эмитент, характеризуется низкой доходностью, информационной закрытостью, неопределенностью экономических перспектив и слабой предсказуемостью показателей. Для того чтобы завоевать рынок, таким эмитентам необходима требуемая прозрачность, существенные колебания курсовой стоимости их ценных бумаг.
Поэтому процесс конструирования новых выпусков ценных бумаг становится не только наукой, но и искусством. К подготовке товара — ценных бумаг — целесообразно привлекать специалистов — инвестиционных консультантов, которые, как правило, используют различныеновации для того, чтобы сделать ценную бумагу привлекательной для инвестора.
Однако существуют общие правила, с помощью которых можно достигнуть определенных успехов на отечественном фондовом рынке.
1. Эмиссии ценных бумаг должны быть адресными, т. е. сориентированными на определенного инвестора.
2. Тщательной проработки требует определение времени появления выпуска на основе оценки финансовой ситуации в стране.
3. Важно отразить в условиях предстоящего выпуска ценных бумаг преимущества эмитента и его инвестиционной программы.
4. Чем ниже статус эмитента, тем больше прав и гарантий для инвестора должен содержать выпуск ценных бумаг. По возможности его целесообразно наделить уникальными преимуществами для инвестора, например, правом конверсии в иные ценные бумаги, правом объединять выпускаемые акции с опционом «пут» и др.
Лидером среди эмитентов корпоративных пенных бумаг остаются банки. Это объясняется тем, что банковский бизнес даже в кризисный период является наиболее прибыльным, а в условиях выпуска и обращения ценных бумаг, жестко регламентируемых ЦБ РФ, позволяет банкам по надежности (статусу) занимать второе место после ГЦБ.
Поскольку коммерческие банки должны постоянно увеличивать свои уставные фонды, можно предположить, что их статус как эмитента будет гарантировать банковским ценным бумагам достаточно высокий рейтинг.
Частные предприятия как эмитенты могут выпускать только долговые ценные бумаги (в основном облигации и векселя). Причем для выпуска облигаций частные предприятия, как правило, объединяются.
13)Роль инвесторов на рынке ценных бумаг. Классификация инвесторов в зависимости от цели инвестирования. (Эта фигня + лекции, вторая тема)
Значение инвестора на фондовом рынке трудно переоценить. Рынок любой ценной бумаги существует и развивается, если в его основе лежит интерес инвестора к ее приобретению. Поэтому понять интересы инвестора, предложить ему именно те ценные бумаги,
которые соответствуют его запросам, — ключ к успеху. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» определяет инвестора как лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности (собственник) или ином вещном праве (владелец).
Кроме того, введено понятие добросовестного приобретателя. Им считается лицо, которое приобрело ценные бумаги, произвело их оплату и в момент приобретения не знало и не могло знать о правах третьих лиц на эти ценные бумаги, если не доказано иное. Инвесторов можно классифицировать по ряду признаков. Наиболее значимым можно считать их статус. Тогда инвесторов можно разделить на физических лиц, корпоративных и коллективных инвесторов и государство (рис. 10.2).
Если основным эмитентом на рынке ценных бумаг является государство, то основным инвестором, определяющим состояние фондового рынка, — физическое лицо, использующее свои сбережения для приобретения ценных бумаг с целью получения дополнительных доходов и выступающее в качестве поставщика капитала на рынок ценных бумаг.
Основной круг инвесторов, вложивщих свои средства в акции, — это работники приватизированных предприятий, которые на начало 1996 г. являлись самой мощной группой собственников российских акционерных обществ и на долю которых приходилось 40% акций этих предприятий.
Юридические лица, не имеющие лицензии на право осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в качестве посредников, но приобретающие ценные бумаги от своего имени и за свой счет, составляют группу институциональных инвесторов.
Трудно представить, что государство, имея дефицит в бюджетах всех уровней, как, например, Россия, будет заниматься приобретением ценных бумаг. Однако в ряде случаев государство выступает стратегическим инвестором, цель которого — изменить форму собственности, стабилизировать рынок, получить доход от вложения средств в международные рынки, диверсифицировать свои ресурсы и т.д.
Также двойственна позиция корпоративных инвесторов, к которым относятся предприятия и организации, располагающие денежными средствами, но не имеющие возможности осуществлять собственные инвестиции.
С одной стороны, предприятие эмитирует ценные бумаги с целью привлечения финансовых ресурсов, а с другой — ищет прибыльного размещения своих временно свободных денежных средств. Соотношение этих направлений деятельности предприятий зависит от совокупности макро- и микроэкономических факторов. Спад производства и сокращение источников финансирования собственного производства побуждают предприятия к вложениям в государственные ценные бумаги.
Классификацию инвесторов можно проводить в зависимости от цели инвестирования. Тогда их делят на стратегических, портфельных и спекулянтов.
Стратегический инвестор предполагает получить собственность, завладев контролем над акционерным обществом, и рассчитывает получать доход от использования этой собственности, который, безусловно будет отличаться от дохода миноритарного акционера. Кроме того, стратегический инвестор может ставить своей задачей расширение сферы влияния, приобретение контроля в перераспределении собственности, в том числе с помощью слияний и жестких поглощений. Портфельный инвестор рассчитывает лишь на доход от принадлежащих ему ценных бумаг, поэтому вопросы: что покупать, как покупать, где покупать и когда покупать — для него всегда актуальны.
Прежде чем ответить на эти вопросы, инвестор должен определить, с какой целью он осуществляет вложение средств в ценные бумаги (финансовые инструменты), насколько он готов рисковать при инвестировании ресурсов, что для него важнее, безопасность вложения средств и их сохранение или высокий уровень доходности при соответственно большом риске вложений.
Поэтому в основу дальнейшей классификации инвесторов можно положить цель инвестирования и отношение к риску. Данная классификация отражает соотношение между доходом и риском. В зависимости от этого признака инвесторов принято подразделять на следующие группы:
• консервативный, или робкий, инвестор, который не расположен к высокому риску и имеет целью обеспечить безопасность вложений даже при минимуме доходности;
• умеренно-агрессивный, «средний», инвестор, находящийся на перепутье между робостью и агрессивностью, который стремится к безопасности вложений, однако учитывает их доходность;
• агрессивный инвестор имеет целью высокую доходность и рост курсовой стоимости, ликвидность ценных бумаг (акций в первую очередь);
• изощренный инвестор, строящий свою стратегию таким образом, чтобы получать максимальные доходы;
• нерациональный инвестор — тот, который вкладывает деньги в ценные бумаги, не имея четко сформированных целей.
Каждая группа инвесторов использует обычно свои инвестиционные инструменты и имеет инвестиционную стратегию, отличную от инвестиционной стратегии другой группы. В зависимости от этого различают инвестиционные инструменты, которые используются той или иной группой инвесторов, а также их инвестиционные стратегии. Многое зависит от психологии инвестора и от системы его правовой защиты. Инвестиционные предпочтения инвестора формируются в процессе эволюции фондового рынка, и при конструировании новых финансовых продуктов необходимо учитывать
Миноритарный акционер — владелец небольшого пакета акций. внешние условия спроса на рынке ценных бумаг на те или иные продукты с заданными инвестиционными характеристиками.
Как устроен фондовый рынок
Фондовый рынок представляет собой механизм контроля и перераспределения ценных бумаг различных компаний. В качестве участников фондового рынка выступают:
- Инвестор — физическое или юридическое лицо, которое вкладывает средства в ценные бумаги различных компаний с целью получения стабильно растущего дохода в долгосрочной перспективе.
- Эмитент — компания, которая занимается выпуском ценных бумаг. Чаще всего это делается, когда в запланированном бюджете не хватает денежных средств.
- Профессиональные участники торгов — компании и частные лица, которые прошли процедуру соответствующего лицензирования. Они осуществляют посреднические услуги между эмитентом и инвестором.
От того, как работает фондовый рынок, напрямую зависит эффективность функционирования экономики. Благодаря обращению ценных бумаг происходит:
- Перераспределение денежных средств между странами, отраслями экономики и предприятиями.
- Привлечение инвестиций, необходимых для развития отдельных предприятий и отраслей в целом.
- Фиксация прав владельца на собственность предприятия или долговые обязательства в зависимости от типа бумаг.
В общей структуре рынка выделяют два основных уровня:
- Первичный — предложение новых ценных бумаг.
- Вторичный — торговля ценными бумагами, которые уже были выпущены и куплены на первичном рынке.
Вторичный рынок ценных бумаг, в свою очередь, делится на:
- Внебиржевой — сделки заключаются без посредников между двумя контрагентами, которые берут на себя все возможные финансовые риски по операциям. (Подробнее о внебиржевом рынке в нашей статье).
- Биржевой — приобретение ценных бумаг происходит без обязательного присутствия эмитента. Биржа при этом выступает в качестве гаранта исполнения всех обязательств по сделке.
Инфраструктура биржи на фондовом рынке
В состав фондового рынка входят несколько социальных институтов, которые, взаимодействуя между собой, формируют правовую и финансовую базу его деятельности. Инфраструктура в этом случае необходима для того, чтобы обеспечить инвестиционный учет финансовых операций участников рынка и гарантировать надежность заключаемых сделок. Таким образом, чтобы эффективно функционировать, фондовая биржа должна иметь в своем составе:
-
Торговую систему — отвечает за сбор предложений о покупке и продаже ценных бумаг.
— контролирует распределение ценных бумаг между участниками рынка и оформляет права для новых держателей активов, а также проводит расчеётно-клиринговые сделки по ценным бумагам.
Как работает фондовая биржа: виды торгов, особенности и принципы
Организация биржевых торгов различается между собой механизмом проведения финансовых операций. Сегодня среди современных методологий принято выделять три основные категории:
-
Торговля на специализированных площадках — ориентирована преимущественно на фондовые биржи из-за необходимости проведения регулярных консультаций по различным вопросам. Заключение сделки таким способом отличается громоздкостью и происходит в несколько этапов. После того, как брокер получает заявку на покупку, он передает информацию биржевому трейдеру, который и должен совершить сделку. Крупнейшие представители фондового рынка, торгующие таким способом: Лондонская биржа цветных металлов и Нью-Йоркские товарная и фондовая биржи.
Биржи по всему миру занимаются не только организацией торгов, но и осуществляют мониторинг рынка с целью выявлению валютных и ценовых махинаций.
Еженедельная рассылка с лучшими материалами «Открытого журнала»
Без минимальной суммы, платы за обслуживание и скрытых комиссий
Для оформления продукта необходим брокерский счёт
проект «Открытие Инвестиции»
Открыть брокерский счёт
Тренировка на учебном счёте
Об «Открытие Инвестиции»
Москва, ул. Летниковская,
д. 2, стр. 4
8 800 500 99 66
Согласие на обработку персональных данных
Размещённые в настоящем разделе сайта публикации носят исключительно ознакомительный характер, представленная в них информация не является гарантией и/или обещанием эффективности деятельности (доходности вложений) в будущем. Информация в статьях выражает лишь мнение автора (коллектива авторов) по тому или иному вопросу и не может рассматриваться как прямое руководство к действию или как официальная позиция/рекомендация АО «Открытие Брокер». АО «Открытие Брокер» не несёт ответственности за использование информации, содержащейся в публикациях, а также за возможные убытки от любых сделок с активами, совершённых на основании данных, содержащихся в публикациях. 18+
АО «Открытие Брокер» (бренд «Открытие Инвестиции»), лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности № 045-06097-100000, выдана ФКЦБ России 28.06.2002 г. (без ограничения срока действия).
ООО УК «ОТКРЫТИЕ». Лицензия № 21-000-1-00048 от 11 апреля 2001 г. на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг №045-07524-001000 от 23 марта 2004 г. на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия.
Источник https://stock-list.ru/government-securities-market.html
Источник https://studfile.net/preview/7699105/page:3/
Источник https://journal.open-broker.ru/investments/kak-ustroen-fondovyj-rynok/